Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 |
27 августа. Михей-тиховей.
Перепроверяли прогноз на сентябрь от 15 августа (Степана-сеновала). На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдренной (ясной, погожей) осени; на Михея буря — к ненастному сентябрю.
Средний срок начала листопада.
28 августа. Успение Божьей Матери. Спожинки, дожинки.
28 августа день кончины, смерти (успения) Божьей Матери девы Марии. Но церковь обозначает этот день не как день памяти, а как праздник: «Праздник Успения Божьей Матери». Возможно, что, называя этот день праздником, церковь тем самым аргументирует, доказывает постулат о том, «что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо»; а переход в жизнь вечную, небесную – радость, праздник. И успение Божьей Матери — одна из дат её существования. Дата значительная.
В крестьянском же сознании Успение связано с «окончанием» и «успеванием». Успеть убрать урожай. Успеть посеять озимые. Успеть провести вспашку поля под озимые. Окончание страды. Отлёт последних ласточек — конец лета.
С Успенья начинается молодое «бабье лето» — конец женским работам в поле.
Успенье — конец Успенского поста.
Успенье — день-граница; переход жизни крестьянской в другое состояние. На таких переходах у крестьян всегда праздники. А потому в народе этот день назывался «спожинками» или «дожинками». А кое-где — «оспожинками». В этих крестьянских названиях сочетается и «госпожа» (Божья Матерь) и окончание жатвы. Это, собственно, — праздник урожая.
По старорусскому обычаю последние два-три десятка колосьев не срезали. Их перевязывали лентой, иногда наклоняли к земле и присыпали ею. Под эти стебли клали хлеб с солью и говорили: «Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!» Оставляя несколько несжатых колосьев, женщины надеялись вернуть земле силу.
Последний, «именинный» сноп жали молча. Это был «сноп-молчанушка». Девушки боялись: если заговорят, то жених будет слепой. Великий стимул — жених. Затем этот сноп связывали специальной перевязью. Хозяйка присаживалась на сноп и говорила: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».
В некоторых областях России именинный «сноп» удостаивался более пышного обряда. Его наряжали и украшали. Несли сноп или мальчик или девочка с венком колосьев на голове. Направлялись к господскому, помещечьему двору с песнями. Там вручали его барину. А барин угощал всех обедом и вином.
Кто успевал испечь хлеб из нового зерна, освящал его в церкви. Кто не успевал — освящал горсть колосьев. И если был новый хлеб, то праздничная трапеза начиналась именно с него.
Те же крестьяне-хозяева, которые не успели с уборкой урожая, устраивали «выжинки»: призывали односельчан помочь. И люди охотно откликались на этот призыв, хотя единственным вознаграждением за «выжинку» было застолье—угощение. Люди охотно шли на возможность повеселиться («расслабиться») в разгар полевых работ. А кроме того: вдруг самим потребуется такая помощь? Работа на «выжинках» — веселая, с песнями, шутками. Производительность труда — высочайшая.
С Успенья начинались «засидки», «беседы»: сборы молодежи по избам. Девки высматривали парней, парни — девок. Через две недели можно будет засылать сватов.
29 августа. Третий Спас, ореховый.
Спас—значит, Спаситель. Так кратко на Руси называли Иисуса Христа.
К этому времени в средней полосе России поспевали орехи, потому и Спас назывался ореховым.
В некоторых областях России начинались ярмарки, на которые привозили холсты. Третий Спас поэтому называли ещё и «Спасом на холстах». Это было связано не только с «холщовыми» ярмарками, но и с тем, что церковь в этот день праздновала перенесение Нерукотворного образа Спасителя из города Едессы в Царьград. А «нерукотворный образ» потому, что по библейскому преданию лик Иисуса Христа чудесным образом отпечатался на куске ткани, на холсте.
В эти же дни заканчивался посев озимых. Посев озимого хлеба начинают «за три дня до Успеньева дня и продолжают еще три дня после». Все, конечно, зависело от погоды (в первую очередь) и наличия рабочих рук. Могли засеять и до яблочного Спаса. Но тоже бывало редко. Поэтому «досевки» продолжались и после третьего Спаса. Перед посевом молились. Женщины провожали мужей хлебом-солью. На телегу клали три снопа. На них — мешки с рожью.
На поле засевальщика встречали дети с гречневой кашей. После «досевок» работники возвращались, а хлеб и каша съедались всей семьёй.
31 августа. Флор и Лавр — лошадники, конский праздник.
«На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал изо всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал её бранью и проклятиями, и пригрозил вспахать на ней целую десятину (0,9 га) в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами.
«За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика, — ведь ты ответишь за неё Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра... Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел, нам быть их заступникам и ходатаями перед Ним». (С.В. Максимов).
Вот так по одной из легенд о Флоре и Лавре возник «конский праздник». И если другие святые (Николай, Егорий, Власий) являются покровителями всех или многих домашних животных, то Флор и Лавр — только лошадей. И настолько почитаемы они крестьянами, что совсем нередкостью было в прошлом веке увидеть в конюшнях икону (образ) Флора и Лавра.
Да и как не почитать этих святых, если они оберегают самое дорогое для крестьянина — коня. Много чего может лишиться крестьянин, но это будут полулишения, не катастрофа. А вот если он лишится коня — это катастрофа, горе. И не меньшее, если не большее, чем пожар. Есть конь и здоровье — будет и добро. Нет коня — иди по миру или в батраки. Оттого и причитают под павшим конём, как над человеком, называя его и «кормильцем», и «родимым».
Ко дню «лошадиных именин» готовились тщательно: мели и мыли избы, наряжались хозяева и украшались лошади. Их мыли, расчесывали им гривы и хвосты. В гривы вплетали ленты или куски цветной ткани. С утра прикармливали лошадей свежим сеном и овсом. И, конечно, в этот день на них не работали. Ни хомут, ни седло не надевали. Даже если ездили на них верхом, то без седла.
К обедне хозяева приводили лошадей к церковной ограде. Священники, отслужив молебен покровителям коней, выходили к ограде со «свячёной» водой. Они благословляли лошадей крестом и кропили их водой. Каждый хозяин старался сделать так, чтобы хоть одна капля «свячёной» воды, но попала на лошадь. Это, по их уверениям, охраняет коней от всякого лиха.
После молебна и освящения часто устраивались скачки на неосёдланных лошадях. Затем кони отдыхали, а люди пировали, щедро угощая друг друга.
Мужик-работник за многовековое содружество с работником-конём присмотрелся к его нраву, привычкам и многие приметы связал с его поведением. Ржёт конь — к добру, ногою топает — к дороге, фыркает в дороге — к доброй встрече, закидывает голову — к долгому ненастью, валяется по земле — к теплу, ясной погоде. Споткнется конь при выезде со двора в дорогу—лучше вернуться, несчастье будет. Вспомните: и в сказках кони спотыкаются не к добру.
Даже после смерти своей конь оставался верным слугою своему хозяину: конский череп, воткнутый на частокол возле дома, оберегал двор от нечисти и лиха.
Ко дню Флора и Лавра заканчивался посев ржи, «дожинки» и «досевки».
С Флора и Лавра начинали солить огурцы и работать в избах при огне. До этого дня свет в избах не зажигали: хватало вечернего. «С Флора засиживают (то есть работают при огне) ретивые (старательные), а с Семёна (14 сентября) — ленивые».
Я поздравляю последних августовских именинников.
25 августа. Александр.
26 августа. Максим, Тихон.
27 августа. Аркадий, Михей.
29 августа. Демид.
30 августа. Мирон, Павел, Ульяна.
31августа. Денис, Емельян, Иван, Илларион.
С днём ангела вас!
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |