Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

17-23 ноября

21 октября 2013 - Мишутин А.А.

18 Ноября. Мученик Галак­тион.

  Девицы молятся о жени­хах. И не потому, что девицы верят в Галактиона; да и сам Галактион не имеет никакого отношения ни к любви, ни к браку. Мучаются девушки тем, что близок филипповский (ро­ждественский) пост - с 28 ноя­бря по Рождество Христово ни­каких свадеб. А что потом будет с милым-суженым - неизвест­но: на кого потом он глянет - полная неясность. Вот и творит заговОр-присушку девушка, и свечу в церкви ставит и молит­ся.

А на улице-то, на улице! Не она, горемычная, а другая в фате садится в сани со свахою. И тысяцкий с иконою в руках садится к поезжанам (участни­кам свадебного поезда), и хо­дит дружка вокруг санного по­езда со свечою в руках, бормо­чет заговор, ограждая поезжан от колдунов и недобрых знаха­рей.

Торопись, милая!

 У кого кручина, а у кого и для праздника причина. За неделю до Михайлова дня, от самых Кузьминок обходит свя­щенник с помощниками свой приход: служит молебны и по­здравляет с наступающим праздником. А приход -это несколько деревень, а деревня в 20 дворов - уже большая. Кто ковригу хлеба даст, кто яиц, а кроме того, деньги — от 5 до 15 копеек со двора. Не ахти сколько, но всё-таки... Цер­квей на Руси много, приходы церковные поэтому малы, до­ходы от прихожан мизерны. И не прожить бы попу, дьячку да пономарю, если бы не знали они крестьянского дела. По наблюдениям современников, Они зачастую были лучшими земледельцами, чем крестья­не.

Но служба есть служба. Идет предмихайловская недели, ще­драя, свадебная, с праздником и сытостью на Михайлов день.

 

19 ноября. Павел и Варлаам.

  День святого Павла-ис­поведника и преподоб­ного Варлаама Хутынского. И сно­ва кре­стьянам ничего не говорят эти имена, и ни с чем они не связаны для них. Разве что сын родился да при крещении наре­кли его Пашкой или Варлат­кой, тогда день ангела, а так... Ружье в руки да на охоту. Снег прошел, заяц наследил. Самое время его взять. Попутно обра­щали внимание: если снег в этот день прошел обильный, то быть зиме снежной, а если ре­ка замерзла, то как? Грудами? Или гладко? Если грудами, то к урожаю хлебов («хлеба будут груды»): а если гладко, то будет не сладко. Но это будет потом: река еще не стала, а следы зая­чьи - вот они! Ну, заяц, погоди!

 

20 ноября. Федот-ледостав.

  Пора, пора быть морозам. И опять приметы о хлебе: «Если дорога бугром (замёрзла), то и хлеб должен быть бугром». Как стрелка компаса постоянно на «севере», так мысли крестья­нина постоянно о хлебе. Как же без него! Были такие се­мьи, которым хлеба хватало только до Рождества Христо­ва, И тогда - сумку через пле­чо и иди собирать кусочки по людям, А у кого запасы зерна кончались за месяц до «нови», нового хлеба, те крестьяне считались богатыми, зажито­чными, Так что круглый год и приметы, и мысли о нём, о главном крестьянском Боге Хлебе.

 

21 ноября. Михайлов день.

 Вот он, праздник! К нему гото­вятся за несколько дней и пи­руют несколько дней. Семья среднего достатка покупает 2-3 ведра вина, режет кур (ме­ченых еще 13 ноября, перед Кузьминками), забивает сви­нью или барана, печёт пироги. Вот тут и заяц пойдёт к столу.

 Да что же это за праздник? В честь чего? В честь кого?

«Хлеб, почитай, у всех свой. Конопелька продана, овесец то­же. Денежки есть, и должишки, что за зиму накопляли, запла­чены, и сборщику (сборщик по­датей, налогов) глотку заткну­ли: покуда ляскать (болтать) не пойдет, — вот и сгульнуть мож­но». (С.В.Максимов. «Крестная сила»).

 Вот в чем дело, оказывается! Нет долгов и есть свобода: от забот и от работ. Праздные дни пошли. Пусть временно. Но «сгульнуть можно».

И рассаживаются гости за столом, и. выпив чарку, унич­тожают студень. Молча. А по­том подается лапша. А перед ней опять по стаканчику. А потом баран вареный-пече­ный. А еще каша. Гости, крас­ные от духоты и одежды, теп­лые поддёвки да полушубки не снимают. Но пора и честь знать. Помолились, благода­рят. А их ещё и чаем потчуют, как самых почётных, избран­ных гостей. Вышли. Теперь эти же гости идут к другому, третьему. Дрей­фующая от избы к избе группа гостей начинает редеть: «там кум спъянился, тут сват под святыми заснул» (С.В.Макси­мов).

 

22 ноября. Матрёнин день.

 Главное празднество Михайло­ва дня начинается сегодня. Вчера был почин, сегодня - продолжение. И рано оно нача­лось, продолжение: часов с че­тырёх утра. И к приезду гостей из соседних деревень хозяева уже «хорошие».

Завтра или послезавтра бу­дут мужики вспоминать, что за погода была на Михаилу; оттепель? Грязь? Нет? Иней! Иней - это хорошо, к большим снегам. А много снега - мно­го хлеба. А если отте­пель - до Николы зимнего (19 декабря) не станет санный путь. Судачили, кряхтели и принимались за свои ежеднев­ные заботы. Кончились праздники, впереди – пост.

 С Матрёны зима встаёт на нога, морозы крепчают.

 

23  ноября, Ераст, Родион.

 «С Ераста жди ледяного наста! Прищёл Родион - возьмет мужика в полон».    То ли ушиблен­ный гололёдом после Михайлы, то ли примёрзший с похмелья, но замечал крестьянин за этим днём такие свойства. Боле того обращал внимание: если день начинается большим туманом, то жди оттепели.

 

С днем ангела, именинники недели!

18 ноября. Григорий.

19 ноября. Александр, Гер­ман, Клавдия.

20 ноября. Кирилл, Федот.

21 ноября. Гавриил, Миха­ил,

22    ноября.   Александр, Иван.

23 ноября. Родион.                           


Рейтинг: 0 Голосов: 0 2423 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий