18 Ноября. Мученик Галактион.
Девицы молятся о женихах. И не потому, что девицы верят в Галактиона; да и сам Галактион не имеет никакого отношения ни к любви, ни к браку. Мучаются девушки тем, что близок филипповский (рождественский) пост - с 28 ноября по Рождество Христово никаких свадеб. А что потом будет с милым-суженым - неизвестно: на кого потом он глянет - полная неясность. Вот и творит заговОр-присушку девушка, и свечу в церкви ставит и молится.
А на улице-то, на улице! Не она, горемычная, а другая в фате садится в сани со свахою. И тысяцкий с иконою в руках садится к поезжанам (участникам свадебного поезда), и ходит дружка вокруг санного поезда со свечою в руках, бормочет заговор, ограждая поезжан от колдунов и недобрых знахарей.
Торопись, милая!
У кого кручина, а у кого и для праздника причина. За неделю до Михайлова дня, от самых Кузьминок обходит священник с помощниками свой приход: служит молебны и поздравляет с наступающим праздником. А приход -это несколько деревень, а деревня в 20 дворов - уже большая. Кто ковригу хлеба даст, кто яиц, а кроме того, деньги — от 5 до 15 копеек со двора. Не ахти сколько, но всё-таки... Церквей на Руси много, приходы церковные поэтому малы, доходы от прихожан мизерны. И не прожить бы попу, дьячку да пономарю, если бы не знали они крестьянского дела. По наблюдениям современников, Они зачастую были лучшими земледельцами, чем крестьяне.
Но служба есть служба. Идет предмихайловская недели, щедрая, свадебная, с праздником и сытостью на Михайлов день.
19 ноября. Павел и Варлаам.
День святого Павла-исповедника и преподобного Варлаама Хутынского. И снова крестьянам ничего не говорят эти имена, и ни с чем они не связаны для них. Разве что сын родился да при крещении нарекли его Пашкой или Варлаткой, тогда день ангела, а так... Ружье в руки да на охоту. Снег прошел, заяц наследил. Самое время его взять. Попутно обращали внимание: если снег в этот день прошел обильный, то быть зиме снежной, а если река замерзла, то как? Грудами? Или гладко? Если грудами, то к урожаю хлебов («хлеба будут груды»): а если гладко, то будет не сладко. Но это будет потом: река еще не стала, а следы заячьи - вот они! Ну, заяц, погоди!
20 ноября. Федот-ледостав.
Пора, пора быть морозам. И опять приметы о хлебе: «Если дорога бугром (замёрзла), то и хлеб должен быть бугром». Как стрелка компаса постоянно на «севере», так мысли крестьянина постоянно о хлебе. Как же без него! Были такие семьи, которым хлеба хватало только до Рождества Христова, И тогда - сумку через плечо и иди собирать кусочки по людям, А у кого запасы зерна кончались за месяц до «нови», нового хлеба, те крестьяне считались богатыми, зажиточными, Так что круглый год и приметы, и мысли о нём, о главном крестьянском Боге — Хлебе.
21 ноября. Михайлов день.
Вот он, праздник! К нему готовятся за несколько дней и пируют несколько дней. Семья среднего достатка покупает 2-3 ведра вина, режет кур (меченых еще 13 ноября, перед Кузьминками), забивает свинью или барана, печёт пироги. Вот тут и заяц пойдёт к столу.
Да что же это за праздник? В честь чего? В честь кого?
«Хлеб, почитай, у всех свой. Конопелька продана, овесец тоже. Денежки есть, и должишки, что за зиму накопляли, заплачены, и сборщику (сборщик податей, налогов) глотку заткнули: покуда ляскать (болтать) не пойдет, — вот и сгульнуть можно». (С.В.Максимов. «Крестная сила»).
Вот в чем дело, оказывается! Нет долгов и есть свобода: от забот и от работ. Праздные дни пошли. Пусть временно. Но «сгульнуть можно».
И рассаживаются гости за столом, и. выпив чарку, уничтожают студень. Молча. А потом подается лапша. А перед ней опять по стаканчику. А потом баран вареный-печеный. А еще каша. Гости, красные от духоты и одежды, теплые поддёвки да полушубки не снимают. Но пора и честь знать. Помолились, благодарят. А их ещё и чаем потчуют, как самых почётных, избранных гостей. Вышли. Теперь эти же гости идут к другому, третьему. Дрейфующая от избы к избе группа гостей начинает редеть: «там кум спъянился, тут сват под святыми заснул» (С.В.Максимов).
22 ноября. Матрёнин день.
Главное празднество Михайлова дня начинается сегодня. Вчера был почин, сегодня - продолжение. И рано оно началось, продолжение: часов с четырёх утра. И к приезду гостей из соседних деревень хозяева уже «хорошие».
Завтра или послезавтра будут мужики вспоминать, что за погода была на Михаилу; оттепель? Грязь? Нет? Иней! Иней - это хорошо, к большим снегам. А много снега - много хлеба. А если оттепель - до Николы зимнего (19 декабря) не станет санный путь. Судачили, кряхтели и принимались за свои ежедневные заботы. Кончились праздники, впереди – пост.
С Матрёны зима встаёт на нога, морозы крепчают.
23 ноября, Ераст, Родион.
«С Ераста жди ледяного наста! Прищёл Родион - возьмет мужика в полон». То ли ушибленный гололёдом после Михайлы, то ли примёрзший с похмелья, но замечал крестьянин за этим днём такие свойства. Боле того обращал внимание: если день начинается большим туманом, то жди оттепели.
С днем ангела, именинники недели!
18 ноября. Григорий.
19 ноября. Александр, Герман, Клавдия.
20 ноября. Кирилл, Федот.
21 ноября. Гавриил, Михаил,
22 ноября. Александр, Иван.
23 ноября. Родион.