10 ноября. Ненила—льняница и... Параскева.
С утра девушки устремлялись в церковь: освятить свои первины, «обыденную пелену». Там же, в церкви, молили Параскеву о хорошем женихе и выходили на улицу на суд и «льняные смотрины».
Из двенадцати важных пятниц в году две были главные: девятая (10 ноября) и десятая, перед Михайловым днем (21 ноября). Они считались стоящими ближе к Богу. Значит, и молитвы, обращенные к ним быстрее могли достичь цели.
Не случайно эта неделя окрашена в «женские» тона: Богородица, Ненила. Пятница. Начинались зимние вечера и бесконечные женские работы. С Богом!
11 ноября. Аврамий-овчар, Анастасия-овчарница.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. Глубокое предзимье. Но зимнего снега еще нет. Ещё гремят цепА на гумнах. Еще выезжают на телегах, а не на санях. Но сани уже готовы. И уже прилетели зимние птахи: щеглы, снегири, синицы. Уже вернулись к Казанской мужики-отходники. И первые морозы прокладывают путь зиме.
А пока не очень холодно, надо начинать стрижку овец, чтобы к суровым морозам успела вырасти новая шерсть.
Стригли овец. Как всегда, начало важного дела сопровождалось определённым ритуалом. И если в южных областях России уже заканчивали стрижку, то в северных только начинали. Пекли пироги, угощали ими пастухов и принимались за дело.
12 ноября. Зиновий-синичник.
Зинькин день. Синица - порошам вестница. Кормили синиц зерном и... салом. Первое массовое появление синиц около домов говорит о наступлении больших холодов.
13 ноября. Юровая.
| Бог его знает почему, но о празднике иртышских рыбаков знала вся Россия: во всех календарях и месяцесловах пометка о нём есть. То ли потому, что это был поход за красной рыбой, ценной и доброй, купцы ждали этой путины, а то и видели, как это делается, и разносили славу «по всей Руси великой». То ли потому, что этот праздник-аврал был шумным, многолюдным, азартным, одним словом - юровым. То ли еще почему, но 13 ноября – юровая, праздник иртышских рыбаков. Подобный осенний праздник был и у яицких, уральских казаков, такой же шумный и ватажный, с баграми и сетями. Праздник праздником, но рыба во многом решала их продовольственные и экономические проблемы. По всей вероятности, этот обычай перерос масштабы регионального, урало-сибирского, и стал российским.
А там, где не водилась красная рыба или не было рыбаков (что маловероятно), был другой праздник-соблазн: охота на зайца.
Охотники уже несколько дней пристально вглядываются в небо: какой будет погода? Готовят охотничьи снасти, собираются, обсуждают и потирают от предвкушения руки: берегись, косой!
И вот этот день наступал, 13 ноября. Кончалось предвкушение и наступаю вкушение. Перед охотой сходились на пирушку в одну избу. Но если уж выпадал снег, то пирушка откладывалась до окончания охоты в этот день. Воистину: «Охота пуще неволи». Но зато уж на другой день на столе был «именинный заяц», поджаристый, горячий, вожделенный.
И хотя охота была по-русски азартной, подготовка к ней была серьёзной, с элементами мистики. Если ловили капканом, то заранее выслеживали пути-тропинки зайца. Все петли окуривати дымом багульника. Творили молитву или «словинку» и выходили из деревни незамеченными. И добычу из петель прятали, чтобы никто не заметил, и старались привезти её потом, не сразу. Без зайца с первой охоты возвращаться было стыдно. «Коня положили, да зайца уходили». «Не дорог конь - дорог заяц» - поговорки об этой охоте и об этом азарте.
Ну, а у хозяек в этот день были свои заботы: переводили кур в «зимние квартиры», метили слабых и старых. И не зря это делали, ох, не зря! Завтра Кузьминки.
14 ноября. Кузьма-Демьян. Кузьминки.
Осенние Кузьминки в отличие от летних - 14 июля. Чему только не покровительствуют эти святые бессребреники. И в первую очередь - кузнецам. Потом, что сами были кузнецами. В иных местах России их считали простыми работниками, которые нанимались молотить хлеб. Но ни за кузнечное рукомесло, ни за молотьбу денег не брали, а потому - и бессребреники. Уж если и просили чего, так это чтобы хозяева вволю накормили их кашей. Кузьма-Демьян - «кашники».
В этот же день освящали курятники, а крестьянки носили кур в церковь, варили кашу и приглашали: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать!» Каши требовали и молотильщики овинного хлеба: «хозяинау ворошок, а нам каши горшок».
Варили и ели кур. Но костей не ломали - цыплята будут уродливыми
В некоторых местах девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома: готовила еду, угощала: почетным угощеньем считалась куриная лапша.
Каким-то непостижимым образом Кузьма и Демьян, кузнецы-бессребреники, по церковным преданиям, в народных обычаях превратились в покровителей брака. То ли по ассоциативной цепочке: кузнец - кольцо - счастье, то ли по нарастанию количества свадеб перед Рождественским постом, но девушки-невестницы были в центре внимания в этот день. И не только дома.
Вечером этого дня молодежь собиралась в какой-нибудь большой избе на «ссыпку» - складчину, готовили пир до утра с «поцелуйными» играми. И если еды не хватало на всю ночь, то парни отправлялись воровать кур у соседей. И соседи... не обижались. (Не потому ли метили кур, чтобы «сдать» их парням с меньшим ущербом для хозяйства?) Так знаменовалось начало зимних женских работ. И выходило, что Кульма и Демьян еще и покровители женского рукомесла. И приговаривали женщины, вплотную и надолго принимаясь за зимнюю пряжу: «батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранними!" То есть дай не отстать от тех, кто начал раньше.
Да, ещё домолачивают хлеб, еще скрипят телеги, вовсю свадебные гульбища, но... Но сели женщины за пряжу, жмутся синицы к избам, снег лег. Зима.
А так как «у природы нет плохой погоды», а начало зимы даже радостно, то и я с радостью и искренне поздравляю всех именинников этого переходного времени.
10 ноября. Арсений, Дмитрий, Прасковья, Степан, Терентий.
11 ноября: Анастасия, Анна, Мария — ваше время пришло.
12 ноября: Анастасия, Зинаида, Артем и Марк.
14 ноября: Демьян, Иван. Кузьма, Ульяна, Яков.
Счастья вам и тепла!