Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

10 -16 ноября

21 октября 2013 - Мишутин А.А.

10 ноября. Ненила—льняница и... Параскева.

 С утра девушки устремлялись в церковь: освятить свои первины, «обыденную пелену». Там же, в церкви, молили Параскеву о хорошем женихе и выходили на улицу на суд и «льняные смотрины».

Из двенадцати важных пятниц в году две были главные: девятая (10 ноября) и десятая, перед Михайловым днем (21 ноября). Они счи­тались стоящими ближе к Богу. Значит, и молитвы, обращенные к ним быстрее могли достичь цели.

  Не случайно эта неделя окрашена в «женские» тона: Богородица, Ненила. Пятница. Начинались зимние вечера и бесконечные жен­ские работы. С Богом!

 

11 ноября. Аврамий-овчар, Анастасия-овчарница.

 ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. Глубокое предзимье. Но зимнего сне­га еще нет. Ещё гремят це­пА на гумнах. Еще выезжают на телегах, а не на санях. Но сани уже готовы. И уже прилетели зим­ние птахи: щеглы, снегири, сини­цы. Уже вернулись к Казанской мужики-отходники. И первые мо­розы прокладывают путь зиме.

 А пока не очень холодно, надо начинать стрижку овец, чтобы к суровым морозам успела вырасти новая шерсть.

  Стригли овец. Как всегда, начало важного дела сопровождалось определён­ным ритуалом. И если в южных областях России уже заканчивали стрижку, то в северных только на­чинали. Пекли пироги, угощали ими пастухов и принимались за дело.

 

12   ноября. Зиновий-синичник.

  Зинькин день. Синица - по­рошам вестница. Кормили синиц зерном и... салом. Первое массо­вое появление синиц около домов говорит о наступлении больших холодов.

 

13 ноября. Юровая.

|  Бог его знает почему, но о празднике иртышских рыбаков знала вся Россия: во всех календа­рях и месяцесловах пометка о нём есть. То ли потому, что это был по­ход за красной рыбой, ценной и доброй, купцы ждали этой пути­ны, а то и видели, как это делает­ся, и разносили славу «по всей Ру­си великой». То ли потому, что этот праздник-аврал был шум­ным, многолюдным, азартным, одним словом - юровым. То ли еще почему, но 13 ноября – юровая, праздник иртышских рыба­ков. Подобный осенний праздник был и у яицких, уральских каза­ков, такой же шумный и ватаж­ный, с баграми и сетями. Празд­ник праздником, но рыба во мно­гом решала их продовольствен­ные и экономические проблемы. По всей вероятности, этот обычай перерос масштабы регионального, урало-сибирского, и стал российским.

А там, где не водилась красная рыба или не было рыбаков (что маловероятно), был другой праздник-соблазн: охота на зайца.

 Охотники уже несколько дней пристально вглядываются в небо: какой будет погода? Готовят охот­ничьи снасти, собираются, обсуж­дают и потирают от предвкуше­ния руки: берегись, косой!

 И вот этот день наступал, 13 ноября. Кончалось предвкушение и наступаю вкушение. Перед охо­той сходились на пирушку в одну избу. Но если уж выпадал снег, то пирушка откладывалась до окон­чания охоты в этот день. Воисти­ну: «Охота пуще неволи». Но зато уж на другой день на столе был «именинный заяц», поджаристый, горячий, вожделенный.

 И хотя охота была по-русски азартной, подготовка к ней была серьёзной, с элементами мистики. Если ловили капканом, то заранее выслеживали пути-тропинки зай­ца. Все петли окуривати дымом багульника. Творили молитву или «словинку» и выходили из деревни незамеченными. И добычу из пе­тель прятали, чтобы никто не за­метил, и старались привезти её потом, не сразу. Без зайца с первой охоты возвращаться было стыдно. «Коня положили, да зайца уходили». «Не дорог конь - дорог заяц» - поговорки об этой охоте и об этом азарте.

 Ну, а у хозяек в этот день были свои заботы: переводили кур в «зимние квартиры», метили сла­бых и старых. И не зря это делали, ох, не зря! Завтра Кузьминки.

 

14 ноября. Кузьма-Демьян. Кузьминки.

  Осенние Кузьминки в отличие от летних - 14 июля. Че­му только не покровительствуют эти святые бессребреники. И в первую очередь - кузнецам. По­том, что сами были кузнецами. В иных местах России их считали простыми работниками, которые нанимались молотить хлеб. Но ни за кузнечное рукомесло, ни за мо­лотьбу денег не брали, а потому - и бессребреники. Уж если и про­сили чего, так это чтобы хозяева вволю накормили их кашей. Кузь­ма-Демьян - «кашники».

 В этот же день освящали курят­ники, а крестьянки носили кур в церковь, варили кашу и пригла­шали: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать!» Каши требова­ли и молотильщики овинного хле­ба: «хозяинау ворошок, а нам каши горшок».

 Варили и ели кур. Но костей не ломали - цыплята будут уродли­выми

В некоторых местах девушка-невеста считалась в этот день хо­зяйкой дома: готовила еду, угоща­ла: почетным угощеньем счита­лась куриная лапша.

Каким-то непостижимым обра­зом Кузьма и Демьян, кузнецы-бес­сребреники, по церковным преда­ниям, в народных обычаях пре­вратились в покровителей брака. То ли по ассоциативной цепочке: кузнец - кольцо - счастье, то ли по нарастанию количества свадеб перед Рождественским постом, но девушки-невестницы были в цен­тре внимания в этот день. И не только дома.

Вечером этого дня молодежь собиралась в какой-нибудь боль­шой избе на «ссыпку» - складчи­ну, готовили пир до утра с «поцелуйными» играми. И если еды не хватало на всю ночь, то парни от­правлялись воровать кур у сосе­дей. И соседи... не обижались. (Не потому ли метили кур, чтобы «сдать» их парням с меньшим ущербом для хозяйства?) Так зна­меновалось начало зимних жен­ских работ. И выходило, что Куль­ма и Демьян еще и покровители женского рукомесла. И пригова­ривали женщины, вплотную и на­долго принимаясь за зимнюю пряжу: «батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранни­ми!" То есть дай не отстать от тех, кто начал раньше.

 Да, ещё домолачивают хлеб, еще скрипят телеги, вовсю свадеб­ные гульбища, но... Но сели жен­щины за пряжу, жмутся синицы к избам, снег лег. Зима.

 

 А так как «у природы нет пло­хой погоды», а начало зимы даже радостно, то и я с радостью и искренне поздравляю всех именин­ников этого переходного времени.

10 ноября. Арсений, Дмитрий, Прасковья, Степан, Терентий.

11 ноября: Анастасия, Анна, Мария — ваше время пришло.

12 ноября: Анастасия, Зинаи­да, Артем и Марк.

14 ноября: Демьян, Иван. Кузьма, Ульяна, Яков.

  Счастья вам и тепла!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2386 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий