Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 |
Сегодня в доме праздник. Серёжа вернулся из лагеря отдыха, Таня – из деревни, где гостила у бабушки, а папа приехал с дачи. «Дача» - это маленький садовый домик. Но всё равно – «дача».
После вкусного торта с орехами родители стали задавать Серёже и Тане разные вопросы: как жили? что ели? что видели? – от которых дети быстро устали. Таня сказала:
- Я хочу спать.
Серёжа тоже сказал:
- А я – гулять.
И мама решила «не терзать» детей.
- Ладно, - согласился папа, - отдыхайте. Завтра все поедем на дачу.
- Я не хочу на дачу, - сказал Серёжа. – Там комары и жарко. Эти комары мне в лагере надоели.
- Ишь ты какой барин-боярин! Не съедят тебя комары.
- А, может, не надо, - защитила Серёжу мама.
- Нет, - решительно сказал папа, - надо, мама! Пусть приучаются.
Когда Серёжа ушёл гулять, Таня спросила у папы:
- А кто такой «барин-боярин»?
- В древности на Руси боярами назывались ближайшие помощники и советчики князей и царей.
- А их, что – комары не кусали?
- Кусали, - рассмеялся папа. – Но они не делали трудной тяжёлой работы. Трудную, тяжёлую работу выполняли за них слуги.
- А у нас слуг нет, - поняла Таня. – Поэтому мы сами должны делать трудную работу.
- Да, Танечка.
- А были у бояр дети? – неожиданно спросила Таня.
- Конечно, - сказал папа. – А как же? И у бояр и у князей были дети. И помногу.
- Сколько?
- 5-10 ребятишек обязательно.
- Ого-го! – удивилась Таня. – Расскажи мне о боярских детях.
- Завтра, Танечка, расскажу, завтра. А сейчас – спи.
- Ну что тебе стОит, - поддержала Таню мама. Она закончила мыть на кухне посуду и пришла укладывать Таню. – Расскажи вместо сказки.
- Ладно, - согласился папа, - расскажу.
Давным-давно, много лет назад, когда ещё не было ни телевизоров, ни самолётов, а славяне, наши предки, жили в деревянных домах, а не в каменных; когда было мало людей и городов…
- А почему было мало людей и городов? – спросила Таня.
- Людям хватало жилья, в котором они жили. А когда народилось много людей, тогда построили ещё дома и города, чтобы всем хватало жилья. Так вот: в эти старые времена государством и людьми управляли князья. Князьям помогали их друзья и товарищи, которые назывались боярами.
И у князей и у бояр, как у всех людей, были дети: мальчики и девочки. Князь занимался своими делами: воевал, собирал дань, управлял княжеством, принимал послов, охотился. А детьми занимались слуги и мама-княгиня. Пока дети были совсем маленькими, их кормила своим молоком мама. Затем приглашали молодую женщину и та, вместо мамы, кормила младенца своим молоком. Эта женщина называлась – кормилица.
Кормилица, прежде, чем её допускали к ребёнку, целовала крест и клялась «добра хотеть, кормить грудью бережно и с опасением, отравы не давать, волшебных злых слов не говорить».
- А меня мама кормила молоком, или кормилица? – спросила Таня.
- Конечно, мама. Мы же - не князья и не бояре.
- А почему мама-княгиня не захотела кормить?
- Наверное, потому, что ей казалось это трудно делать: кормить, ухаживать за ребёнком. Поэтому, кроме кормилицы, у ребёнка появлялись ещё и няньки, которые нянчились с ребёнком: укладывали спать, рассказывали сказки и истории, баюкали детей, пока они не засыпали.
- Ты сейчас баюкаешь меня? – спросила Таня у папы.
- Нет, я сейчас нянчусь с тобой.
- Как няня?
- Да, как няня. Но слушай дальше. Когда ребёнку исполнялось 3-4 года, для него начиналась новая жизнь. До этого времени ребёнок только ел и рос. А теперь его начинали воспитывать и обучать. Для воспитания и обучения приглашались опытные и знающие люди.
Интересный обычай существовал в древности. Мальчику не постригали волосы до 4х лет. В четыре года его постригали и первый раз садили на коня. С этого времени его воспитанием занимался ДЯДЬКА. Воспитатель назывался ДЯДЬКОЙ. Он обучал мальчика езде на коне и военным хитростям.
- Папа, - зевнула Таня, - я хочу, чтоб ты меня баюкал.
- Ты же не малышка, Таня. В школу осенью пойдёшь.
- Ну и что. Я хочу, чтобы меня как маленькую княгиню баюкали.
- А маленькую княгиню баюкали так же, как любую другую малышку из простого народа.
- Побаюкай!
- Я хотел тебе ещё и книжку почитать. О том, как постригали и садили на коня. Тебе не интересно?
- Интересно. Но завтра. Побаюкай, пап, - опять попросила Таня.
- Я сейчас маму позову. Она лучше меня это сделает. Мама!
- В чём дело? – появилась мама. – Почему не спим?
- Вот, просит, чтобы её побаюкали, - сказал папа.
- Таня! Ты, что – малышка? Может тебе и соску дать? – изумилась мама.
- Побаюкай меня, как маленькую. Чуть-чуть. Немножко-немножко.
Папа подмигнул маме и тихо вышел из комнаты.
- Только, как княгиню, - потребовала Таня, когда мама присела на её кровать.
- Маленькие дети все одинаковы. И баюкают их всех одинаково.
О.о, о, о, о, о, о!
О, о! Баиньки, - запела мама.
О! Баю, баю, баю!
Баю милую мою!
Таня будет крепко спать,
Котик Танечку качать!
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
А ворота скрип, скрип!
А Танечка спит, спит
Танечка тихо сопела носом. Мама поднялась и вышла.
А в комнате папа разговаривал с Серёжей, вернувшимся с улицы.
- Телевизор ты всегда успеешь посмотреть. А завтра чтобы прочитал Тане вот этот отрывок: первую главу из книги Дмитрия Мищенко «Синеокая Тиверь». Я думаю, что и тебе это будет интересно.
Д. Мищенко
«Синеокая Тиверь», глава из романа
От княжеского терема до собОрной площади1 в детИнце2 без малого чуть не треть пОприща3, но в роду князя ВОлота не было недостатка в любопытных, желающих поглазеть на праздненство, а тем более в охотниках погулять, повеселиться, спеть величальную4 песню. По одну и другую сторону дорожки, выстланной коврами от терема к площади, стоят толпы людей. Но едва ли не больше всего народа как и стражников, смотрителей порядка на пострИжинах5, собралось на самой площади, ближе к центру торжества.
Похоже, народ точно знал, может, почувствовал, что вот-вот начнётся свято: притихли и гости, и горожане, смотрят в ту сторону, откуда должен появиться Отрок6. Двери в терем распахнуты настежь, величальницы возле порога уже, а это верный признак: сейчас – появиться кнЯжичу7. И предчувсивие не обмануло тиверцев8. Первыми вышли на люди князь Волот и княгиня Малка, сразу за ними княжич БогдАнко в паре со своей наречёной9 ЗорИной Вепровой, следом правились, взявшись за руки, меньшие сёстры БогданкА, княжёны Злата и Миланка. И такие же гожие и пригожие все, такие праздничные и нарядные, что непривычному к роскоши поселЯнину12,особенно с далёких окраин, ничего и не оставалось, как удивлённо воскликнуть про себя и затаить дух. Князь и кнЯжич были в одинакового цвета светлосиних кОботах13, щедро расшитых по полам и подолам14, на ногах у них червлёные15 чедЫги16. По тому же порядку и княгиня, и наречённая БогданкА – в белых, заморской ткани тунИках17, а поверх туниИк на них нежно-розовые, словно распустившиеся поутру бутоны троЯнды18, корзнА19. Юные княжны Злата и Миланка, дрОбненькие20, одна другой меньше, одеты в почти столь же роскошные, хоть и другого цвета одежды, Волосы каждой из женщин покрывала самИтовая21 шапка с меховым окОлышем22.
Князь и княжич, простоволосые23, шествовали, словно облитые солнцем. По обычаю князю-отцу предстояло исполнить посвящение сына в мужИ24, поэтому княжичу надлежало предстать перед народом таким, каким знали его все двенадцать лет – с непокрытыми, нетронутыми до сегодняшнего дня кудрями. А они же… Боже СварОже25! Они такие шелковисто-мягкие, буйные, золотистые в этот погожий день, что жаль и прикасаться к ним.
Пара за парой, как вышли из тЕрема так и шли, чинно(26), к площади – будто внушительным, спокойно-величавым шествием, приличествующим древнему обычаю, показывали всем собравшимся кровное, нерушимое единение рода. Воля и сила угадывались за этой сплочённостью.
Величальницы знали, когда начать. Их первая песня – княгине. Ей, матери, первое величание.
Слава тебе, слава, пречистая матерь!
Дала князю сына, нам – надежду злату.
Нам надежду злату, радость всего света.
Будь здорова , жена, премногие лета.
Они так же при соединились к шествию, следовавшему на площадь, где ожидали своего княжича тиверцы, где приготовлены для обряда княжеский стол и величальные венки, где истомился в ожидании будущего хозяина заранее осёдланный конь. При коне был готов и дядька(27), среднего роста, но могучий в плечах муж, при оружии и ратном облачении(28). На самой площади, хотя она и запружена тиверцами, место у стола князя оставалось свободным.
…А князь тем временем оборачивается к княгине и, кланяясь, говорит ей:
- Позволь, мать, взять у тебя дитя.
Каково будет повеление Малки? Все ждут. А она клонит долу(29) голову, молчит.
- Твоя воля, княже, - произносит она наконец и вздыхает. – Отдаю сына тебе и благославляю! В добрый час! Счастливой дороги тебе, сынок.
Княгиня была уже не в силах сдерживаться, дала волю слезам. Князь не обращал на них внимания. Взял в руки ножницы, примерился, отхватил несколько локонов. Потом ещё и ещё. И казался он таким решительным, непреклонно-твёрдым, будто не знал, не ведал, что постригает собственного, притом единственного сына, будто всё равно ему было, что сын пойдёт сегодня на чужие руки и больше никогда уже не знать ему материнской ласки, не надеяться больше, что кто-то из родных или близких пожалеет его, защитит от обидчика. Едва ли не так и было: князь радовался, что забирает сына от матери, радовался, что пришла пора и посылает он княжича в достойную науку – острить разум и сердце(30) на святое дело, стать мужем ратным(31), познать мудрость, чтобы стать по зрелости опорой земли и народа. Потому и твёрд, потому и не обращает внимания на женские слёзы. Если б князь обращал на них внимание, кто бы берёг землю и народ тиверский от чужеземца-супостата(32)? Ей-богу, в чужеземном ярмЕ(33) ходили бы.
Понимала ли это княгиня Малка? Должна понять. И она, похоже, справилась с собой или кончились последние слёзы – княгиня вытерла лицо, подошла к наречёной БогдАнко.
- Как только князь кончит пострИжены, подойдёшь, дИтятко, возьмёшь этот венок, увенчаешь им кнЯжича. Знаешь, что нужно сказать при этом?
- А то!
- Ну и ладно. А щит меч ему поднесёт другая девочка, из простых людей.
- А где она?
- И в самом деле, где? – обернулась княгиня к окружавшей её чЕляди(34).
- Пошли за ней, должно быть сейчас. Это уж самая достойная…
…То была Миловидка из ВЫпала. ВЫпальские парни и девчата уговаривали её, утешали: «Не бойся, никому не дадим в обиду, а надо – так и торговый люд позовём!»
…Издали ещё отличила среди других девчат юную избранницу с ВЫпала и княгиня.
-Здравствуй, красавица, - подошла она и, как бы успокаивая, коснулась руки Миловиды.
- Поздравь кнЯжича с Отрочеством(35), вручи ему бронЮ(36) от народа тиверского. И пусть слово твоё будет щедрым на добро, красным(37) да радостным, как и ты сама.
ЗорИна Ветрова уже стояла возле венка, поджидая её, простолюдИнку, и как тронулись, предупредила: «Я первая поздравляю!». Когда же до дела дошло, запнулась вдруг, словно язык проглотила, молчит. Тут только Миловида и увидела, какой кнЯжич ещё ребёнок и, сама не зная как, решилась выручить напарницу. И откуда только смелость взялась!
- КнЯжич, пусть любовь матери хранит тебя от всех напАстей и бед, - выпалила она одним духом. – Пусть завЕтом(38) тебе станут отцовы мудрость, храбрость мужество. Будь ласков со своим народом, будь справедлив, как отец, и твёрд с теми, кто посягАет(37) на нашу волю и наши обычаи.
Миловида дождалась, пока ЗорИна, так и не произнесшая ни слова, увенчает кнЯжича венком и только потом приблизилась к нему сама, опоясала кнЯжича мечом(39), из рук в руки передала ему и щит и шлем. Она не знала, как восприняли её слова князь и княгиня, народ, она просто не думала об этом. Но, должно быть, наИтие(40) подсказало ей, что всё, что она делает – она делает правильно, и непонятное смущение, волнение, робость охватили её лишь тогда, когда вновь дружно и голосисто запели величальницы.
Дядька подвёл кнЯжичу коня, помог ему сесть в седло. И это значило, что отныне уже не мать с отцом, а он будет Отроку учителем обычаев и законов рода, он будет наставлять кнЯжича рАтному делу и житейской мудрости.
Пояснения:
1 – соборная площадь – место сбора народа для важных сообщений.
2 – детИнец – внутренняя городская крепость.
3 – пОприще – мера длины, равная примерно 20км; треть пОприща – 7км;
на местах поединков пОприще равно 115 шагам.
4 – величальная – хвалебная, приветственная песня.
5 – пострИжены - обычай пострижения волос мальчика княжеского или
боярского рода.
6 – Отрок – мальчик-подросток.
7 – кнЯжич – сын князя.
8 – тИверцы - славянское племя, народ.
9 – наречёная – названная невестой, невеста.
10 – княжнА – дочь князя.
11 – гОжие, да пригОжие – хорошие, красивые.
12 – поселЯнин - житель поселения.
13 – кОбот – верхняя мужская одежда.
14 – подОл – нижний край женской одежды.
15 – червлёный – тёмно-красный.
16 – чедЫги – род сапог, сапоги.
17 – тунИка – род длинной рубахи
18 – троЯнда – роза.
19 – корзнО – плащ знатных людей в Древней Руси.
20 – дрОбненькие – мелкие, маленькие.
21 – аксамИт, самИт – дорогая ткань.
22 – окОлыш – часть головного убора.
23 – простоволосые – с непокрытой головой.
24 – посвящение в мужИ – посвящение в совершеннолетие.
25 – СварОг – главный славянский бог.
26 – чИнно – в соответствии с правилами.
27 – дядька – в Древней Руси – воспитатель, учитель.
28 – рАтное облачение – воинские доспехи.
29 – дОлу – вниз.
30 – острить разум и сердце – обучаться.
31 – рАтный муж – воин.
32 – супостАт – враг.
33 – ярмО – деревянный хомут для рабочего скота; здесь – в значении плена,
рабства.
34 – чЕлядь – прислуга.
35 – Отрочество – возраст перед совершнннолетием.
36 – бронЯ – оружие.
37 – красный – красивый.
38 – завЕт – правило, завещание.
39 – опоясать мечом – закрепить на одежде пояс с мечом.
40 – наИтие – неожиданная мысль, догадка.
Ребята! Вы прочли отрывок из повести «Синеокая Тиверь» украинского писателя Дмитрия Мищенко.
Попробуйте ответить на вопросы:
1. Почему плакала княгиня Малка?
2. Найдите в тексте выражение «пойти на чужие руки» (когда князь
стрижёт БогданкА). Как вы понимаете смысл этого выражения?
3. Почему княжича отдавали «на чужие руки»? Найдите ответ в беседе папы с Таней.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |