Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

Княжеские и боярские дети: День первый

18 апреля 2014 - Мишутин А.А.

 Сегодня в доме праздник. Серёжа вернулся из лагеря отдыха, Таня – из деревни, где гостила у бабушки, а папа приехал с дачи. «Дача» - это маленький садовый домик. Но всё равно – «дача».

 После вкусного торта с орехами родители стали задавать Серёже и Тане разные вопросы: как жили? что ели? что видели? – от которых дети быстро устали. Таня сказала:

 - Я хочу спать.

 Серёжа тоже сказал:

 - А я – гулять.

 И мама решила «не терзать» детей.

 - Ладно, - согласился папа, - отдыхайте. Завтра все поедем на дачу.

 - Я не хочу на дачу, - сказал Серёжа. – Там комары и жарко. Эти комары мне в лагере надоели.

 - Ишь ты какой барин-боярин! Не съедят тебя комары.

 - А, может, не надо, - защитила Серёжу мама.

 - Нет, - решительно сказал папа, - надо, мама! Пусть приучаются.

 Когда Серёжа ушёл гулять, Таня спросила у папы:

 - А кто такой «барин-боярин»?

 - В древности на Руси боярами назывались ближайшие помощники и советчики князей и царей.

 - А их, что – комары не кусали?

 - Кусали, - рассмеялся папа. – Но они не делали трудной тяжёлой работы. Трудную, тяжёлую работу выполняли за них слуги.

 - А у нас слуг нет, - поняла Таня. – Поэтому мы сами должны делать трудную работу.

 - Да, Танечка.

 - А были у бояр дети? – неожиданно спросила Таня.

 - Конечно, - сказал папа. – А как же? И у бояр и у князей были дети. И помногу.

 - Сколько?

 - 5-10 ребятишек обязательно.

 - Ого-го! – удивилась Таня. – Расскажи мне о боярских детях.

 - Завтра, Танечка, расскажу, завтра. А сейчас – спи.

 - Ну что тебе стОит, - поддержала Таню мама. Она закончила мыть на кухне посуду и пришла укладывать Таню. – Расскажи вместо сказки.

 - Ладно, - согласился папа, - расскажу.

 Давным-давно, много лет назад, когда ещё не было ни телевизоров, ни самолётов, а славяне, наши предки, жили в деревянных домах, а не в каменных; когда было мало людей и городов…

 - А почему было мало людей и городов? – спросила Таня.

 - Людям хватало жилья, в котором они жили. А когда народилось много людей, тогда построили ещё дома и города, чтобы всем хватало жилья. Так вот: в эти старые времена государством и людьми управляли князья. Князьям помогали их друзья и товарищи, которые назывались боярами.

 И у князей и у бояр, как у всех людей, были дети: мальчики и девочки. Князь занимался своими делами: воевал, собирал дань, управлял княжеством, принимал послов, охотился. А детьми занимались слуги и мама-княгиня. Пока дети были совсем маленькими, их кормила своим молоком мама. Затем приглашали молодую женщину и та, вместо мамы, кормила младенца своим молоком. Эта женщина называлась – кормилица.

 Кормилица, прежде, чем её допускали к ребёнку, целовала крест и клялась «добра хотеть, кормить грудью бережно и с опасением, отравы не давать, волшебных злых слов не говорить».

 - А меня мама кормила молоком, или кормилица? – спросила Таня.

 - Конечно, мама. Мы же - не князья и не бояре.

 - А почему мама-княгиня не захотела кормить?

 - Наверное, потому, что ей казалось это трудно делать: кормить, ухаживать за ребёнком. Поэтому, кроме кормилицы, у ребёнка появлялись ещё и няньки, которые нянчились с ребёнком: укладывали спать, рассказывали сказки и истории, баюкали детей, пока они не засыпали.

 - Ты сейчас баюкаешь меня? – спросила Таня у папы.

 - Нет, я сейчас нянчусь с тобой.

 - Как няня?

 - Да, как няня. Но слушай дальше. Когда ребёнку исполнялось 3-4 года, для него начиналась новая жизнь. До этого времени ребёнок только ел и рос. А теперь его начинали воспитывать и обучать. Для воспитания и обучения приглашались опытные и знающие люди.

 Интересный обычай существовал в древности. Мальчику не постригали волосы до 4х лет. В четыре года его постригали и первый раз садили на коня. С этого времени его воспитанием занимался ДЯДЬКА. Воспитатель назывался ДЯДЬКОЙ. Он обучал мальчика езде на коне и военным хитростям.

 - Папа, - зевнула Таня, - я хочу, чтоб ты меня баюкал.

 - Ты же не малышка, Таня. В школу осенью пойдёшь.

 - Ну и что. Я хочу, чтобы меня как маленькую княгиню баюкали.

 - А маленькую княгиню баюкали так же, как любую другую малышку из простого народа.

 - Побаюкай!

 - Я хотел тебе ещё и книжку почитать. О том, как постригали и садили на коня. Тебе не интересно?

   - Интересно. Но завтра. Побаюкай, пап, - опять попросила Таня.

 - Я сейчас маму позову. Она лучше меня это сделает. Мама!

 - В чём дело? – появилась мама. – Почему не спим?

 - Вот, просит, чтобы её побаюкали, - сказал папа.

 - Таня! Ты, что – малышка? Может тебе и соску дать? – изумилась мама.

 - Побаюкай меня, как маленькую. Чуть-чуть. Немножко-немножко.

 Папа подмигнул маме и тихо вышел из комнаты.

 - Только, как княгиню, - потребовала Таня, когда мама присела на её кровать.

 - Маленькие дети все одинаковы. И баюкают их всех одинаково.

                                            О.о, о, о, о, о, о!

                                            О, о! Баиньки, - запела мама.

                                            О! Баю, баю, баю!

                                            Баю милую мою!

                                            Таня будет крепко спать,

                                            Котик Танечку качать!

                                            А качи, качи, качи,

                                            Прилетели к нам грачи.

                                            А ворота скрип, скрип!

                                            А Танечка спит, спит

 Танечка тихо сопела носом. Мама поднялась и вышла.

 А в комнате папа разговаривал с Серёжей, вернувшимся с улицы.

 - Телевизор ты всегда успеешь посмотреть. А завтра чтобы прочитал Тане вот этот отрывок: первую главу из книги Дмитрия Мищенко «Синеокая Тиверь». Я думаю, что и тебе это будет интересно.

 

 

                                              Д. Мищенко

                             «Синеокая Тиверь», глава из романа

 

 От княжеского терема до собОрной площади1 в детИнце2 без малого чуть не треть пОприща3, но в роду князя ВОлота не было недостатка в любопытных, желающих поглазеть на праздненство, а тем более в охотниках погулять, повеселиться, спеть величальную4 песню. По одну и другую сторону дорожки, выстланной коврами от терема к площади, стоят толпы людей. Но едва ли не больше всего народа как и стражников, смотрителей порядка на пострИжинах5, собралось на самой площади, ближе к центру торжества.

 Похоже, народ точно знал, может, почувствовал, что вот-вот начнётся свято: притихли и гости, и горожане, смотрят в ту сторону, откуда должен появиться Отрок6. Двери в терем распахнуты настежь, величальницы возле порога уже, а это верный признак: сейчас – появиться кнЯжичу7. И предчувсивие не обмануло тиверцев8. Первыми вышли на люди князь Волот и княгиня Малка, сразу за ними княжич БогдАнко в паре со своей наречёной9 ЗорИной Вепровой, следом правились, взявшись за руки, меньшие сёстры БогданкА, княжёны Злата и Миланка. И такие же гожие и пригожие все, такие праздничные и нарядные, что непривычному к роскоши поселЯнину12,особенно с далёких окраин, ничего и не оставалось, как удивлённо воскликнуть про себя и затаить дух. Князь и кнЯжич были в одинакового цвета светлосиних кОботах13, щедро расшитых по полам и подолам14, на ногах у них червлёные15 чедЫги16. По тому же порядку и княгиня, и наречённая БогданкА – в белых, заморской ткани тунИках17, а поверх туниИк на них нежно-розовые, словно распустившиеся поутру бутоны троЯнды18, корзнА19. Юные княжны Злата и Миланка, дрОбненькие20, одна другой меньше, одеты в почти столь же роскошные, хоть и другого цвета одежды, Волосы каждой из женщин покрывала самИтовая21 шапка с меховым окОлышем22.

   Князь и княжич, простоволосые23, шествовали, словно облитые солнцем. По обычаю князю-отцу предстояло исполнить посвящение сына в мужИ24, поэтому княжичу надлежало предстать перед народом таким, каким знали его все двенадцать лет – с непокрытыми, нетронутыми до сегодняшнего дня кудрями. А они же… Боже СварОже25! Они такие шелковисто-мягкие, буйные, золотистые в этот погожий день, что жаль и прикасаться к ним.

  Пара за парой, как вышли из тЕрема так и шли, чинно(26), к площади – будто внушительным, спокойно-величавым шествием, приличествующим древнему обычаю, показывали всем собравшимся кровное, нерушимое единение рода. Воля и сила угадывались за этой сплочённостью.

   Величальницы знали, когда начать. Их первая песня – княгине. Ей, матери, первое величание.

                                    Слава тебе, слава, пречистая матерь!

                                    Дала князю сына, нам – надежду злату.

                                    Нам надежду злату, радость всего света.

                                    Будь здорова , жена, премногие лета.

   Они так же при соединились к шествию, следовавшему на площадь, где ожидали своего княжича тиверцы, где приготовлены для обряда княжеский стол и величальные венки, где истомился в ожидании будущего хозяина заранее осёдланный конь. При коне был готов и дядька(27), среднего роста, но могучий в плечах муж, при оружии и ратном облачении(28). На самой площади, хотя она и запружена тиверцами, место у стола князя оставалось свободным.

   …А князь тем временем оборачивается к княгине и, кланяясь, говорит ей:

   - Позволь, мать, взять у тебя дитя.

   Каково будет повеление Малки? Все ждут. А она клонит долу(29) голову, молчит.

   - Твоя воля, княже, - произносит она наконец и вздыхает. – Отдаю сына тебе и благославляю! В добрый час! Счастливой дороги тебе, сынок.

   Княгиня была уже не в силах сдерживаться, дала волю слезам. Князь не обращал на них внимания. Взял в руки ножницы, примерился, отхватил несколько локонов. Потом ещё и ещё. И казался он таким решительным, непреклонно-твёрдым, будто не знал, не ведал, что постригает собственного, притом единственного сына, будто всё равно ему было, что сын пойдёт сегодня на чужие руки и больше никогда уже не знать ему материнской ласки, не надеяться больше, что кто-то из родных или близких пожалеет его, защитит от обидчика. Едва ли не так и было: князь радовался, что забирает сына от матери, радовался, что пришла пора и посылает он княжича в достойную науку – острить разум и сердце(30) на святое дело, стать мужем ратным(31), познать мудрость, чтобы стать по зрелости опорой земли и народа. Потому и твёрд, потому и не обращает внимания на женские слёзы. Если б князь обращал на них внимание, кто бы берёг землю и народ тиверский от чужеземца-супостата(32)? Ей-богу, в чужеземном ярмЕ(33) ходили бы.

   Понимала ли это княгиня Малка? Должна понять. И она, похоже, справилась с собой или кончились последние слёзы – княгиня вытерла лицо, подошла к наречёной БогдАнко.

   - Как только князь кончит пострИжены, подойдёшь, дИтятко, возьмёшь этот венок, увенчаешь им кнЯжича. Знаешь, что нужно сказать при этом?

   - А то!

   - Ну и ладно. А щит меч ему поднесёт другая девочка, из простых людей.

   - А где она?

   - И в самом деле, где? – обернулась княгиня к окружавшей её чЕляди(34).

   - Пошли за ней, должно быть сейчас. Это уж самая достойная…

   …То была Миловидка из ВЫпала. ВЫпальские парни и девчата уговаривали её, утешали: «Не бойся, никому не дадим в обиду, а надо – так и торговый люд позовём!»

   …Издали ещё отличила среди других девчат юную избранницу с ВЫпала и княгиня.

   -Здравствуй, красавица, - подошла она и, как бы успокаивая, коснулась руки Миловиды.

   - Поздравь кнЯжича с Отрочеством(35), вручи ему бронЮ(36) от народа тиверского. И пусть слово твоё будет щедрым на добро, красным(37) да радостным, как и ты сама.

   ЗорИна Ветрова уже стояла возле венка, поджидая её, простолюдИнку, и как тронулись, предупредила: «Я первая поздравляю!». Когда же до дела дошло, запнулась вдруг, словно язык проглотила, молчит. Тут только Миловида и увидела, какой кнЯжич ещё ребёнок и, сама не зная как, решилась выручить напарницу. И откуда только смелость взялась!

   - КнЯжич, пусть любовь матери хранит тебя от всех напАстей и бед, - выпалила она одним духом. – Пусть завЕтом(38) тебе станут отцовы мудрость, храбрость мужество. Будь ласков со своим народом, будь справедлив, как отец, и твёрд с теми, кто посягАет(37) на нашу волю и наши обычаи.

   Миловида дождалась, пока ЗорИна, так и не произнесшая ни слова, увенчает кнЯжича венком и только потом приблизилась к нему сама, опоясала кнЯжича мечом(39), из рук в руки передала ему и щит и шлем. Она не знала, как восприняли её слова князь и княгиня, народ, она просто не думала об этом. Но, должно быть, наИтие(40) подсказало ей, что всё, что она делает – она делает правильно, и непонятное смущение, волнение, робость охватили её лишь тогда, когда вновь дружно и голосисто запели величальницы.

   Дядька подвёл кнЯжичу коня, помог ему сесть в седло. И это значило, что отныне уже не мать с отцом, а он будет Отроку учителем обычаев и законов рода, он будет наставлять кнЯжича рАтному делу и житейской мудрости.

 

                                                    Пояснения:

1 – соборная площадь – место сбора народа для важных сообщений.

2 – детИнец – внутренняя городская крепость.

3 – пОприще – мера длины, равная примерно 20км; треть пОприща – 7км;

                            на местах поединков пОприще равно 115 шагам.

4 – величальная – хвалебная, приветственная песня.

5 – пострИжены - обычай пострижения волос мальчика княжеского или

                                   боярского рода.

6 – Отрок – мальчик-подросток.

7 – кнЯжич – сын князя.

8 – тИверцы - славянское племя, народ.

9 – наречёная – названная невестой, невеста.

10 – княжнА – дочь князя.

11 – гОжие, да пригОжие – хорошие, красивые.

12 – поселЯнин - житель поселения.

13 – кОбот – верхняя мужская одежда.

14 – подОл – нижний край женской одежды.

15 – червлёный – тёмно-красный.

16 – чедЫги – род сапог, сапоги.

17 – тунИка – род длинной рубахи

18 – троЯнда – роза.

19 – корзнО – плащ знатных людей в Древней Руси.

20 – дрОбненькие – мелкие, маленькие.

21 – аксамИт, самИт – дорогая ткань.

22 – окОлыш – часть головного убора.

23 – простоволосые – с непокрытой головой.

24 – посвящение в мужИ – посвящение в совершеннолетие.

25 – СварОг – главный славянский бог.

26 – чИнно – в соответствии с правилами.

27 – дядька – в Древней Руси – воспитатель, учитель.

28 – рАтное облачение – воинские доспехи.

29 – дОлу – вниз.

30 – острить разум и сердце – обучаться.

31 – рАтный муж – воин.

32 – супостАт – враг.

33 – ярмО – деревянный хомут для рабочего скота; здесь – в значении плена,

                       рабства.

34 – чЕлядь – прислуга.

35 – Отрочество – возраст перед совершнннолетием.

36 – бронЯ – оружие.

37 – красный – красивый.

38 – завЕт – правило, завещание.

39 – опоясать мечом – закрепить на одежде пояс с мечом.

40 – наИтие – неожиданная мысль, догадка.

 

 

   Ребята! Вы прочли отрывок из повести «Синеокая Тиверь» украинского писателя Дмитрия Мищенко.

 

 

   Попробуйте ответить на вопросы:

 

 

   1. Почему плакала княгиня Малка?

 

 

   2. Найдите в тексте выражение «пойти на чужие руки» (когда князь

 

       стрижёт БогданкА). Как вы понимаете смысл этого выражения?

 

   3. Почему княжича отдавали «на чужие руки»? Найдите ответ в беседе папы с Таней.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2265 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий