Брань и борозда. А просохнет земля, угреется, запарИт на весеннем солнечном просторе – запряжёт крестьянин своего гнедого, поплюёт на жёсткие ладони, возьмётся за ручки сохи и протянет первую пашенную борозду. Затем возьмёт посевное лукошко и расчётливыми широкими взмахами руки опытного засевальщика разбросает семя по пашне. А в июле встанет нива, плотная и тяжёлая, обрадует хлебороба. И никто не вспомнит в радости: чьи только кони не топтали это поле, какая только кровь не растворилась в корнях золотых злаков! Бранным было это поле. Полем брани.
Не такие уж они враги-антагонисты: брань и борозда. Ведь вспаханное поле ещё и бороздить надо было. Бороною. Разрыхлить, разбить острыми зубьями лоснящиеся, чёрные пласты жирной земли. А ополченцу или дружиннику – ратнику – оборонить это поле от ворога.
И «бранное» поле, и «оборона», и «борозда», и «бразды» - слова одного гнезда, одного корня. Помните у Пушкина: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая»? Это о следах колёс и полозьев на снегу – «бразды». То есть борозды. А бразды управления кибиткой – вожжи – у кучера. Ремни вожжей ведь очень похожи на длинные линии и пашни, и следа саней.
Даже «боров» - кабан – и тот является родственником и «брани», и «борозды». Кабанчика, выхолащивая, тоже «пашут»: проводят ножом борозды. Тоже ведут борьбу с ним, боровком.
Все вышеназванные слова объединяет праславянский (дославянский) корень «бор», имеющий значение и «колоть», и «резать», и «буравить». В любом случае – преодолевать сопротивление, бороться. «Бранное» слово тоже ведь предполагает конфликт, борьбу. А что касается брани, которая «на вороту не виснет», то это относится только к звучащему слову. Другое дело, когда бабушка в деревне скажет внуку: «Ты пошто половик сборонил?», то есть собрал складками, бороздами милый сердцу бабушки коврик.
Конечно же, очень хочется, чтобы поля брани поросли хлебом, житом. И по этому полю не броня танков грохотала и не «солдаты шли в последний бой», а долгоносый грач таскал червей из весенней борозды, чтобы поменьше было бранных слов.
Оборони нас, бог, от всяких бед и несчастий. От всякой бороньбы.