Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 |
На другой день, когда Серёжа открыл книгу на папиной закладке, то увидел записку от отца: «Серёжа! Прежде, чем читать о БогдАнке, прочти «Предание об Обрах». Далее крупным чётким почерком было написано:
«Предание об Обрах
В те же времена были и Обры. Эти Обры воевали против славян и покорили дулЕбов также славян. И творили Обры много зла жёнам дулЕбским: если поедет куда Обрин, то не давал запрячь коня или волА, но велел впрячь трёх, четырёх или пятерых жён».
(Серёжа, слово «жена» здесь означает – «женщина»; значит впрягали пятерых женщин.)
«Впрягали в телегу и везли его – Обрина. И так мучили дулЕбов. Были же эти Обры велики телом и умом горды (высокомерны, значит), и бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного Обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: «Погибли, как Обры».
А теперь, Серёжа, читай «Синеокую ТИверь».
Д. Мищенко «Синеокая ТИверь»
Уже немало времени скачут всадники вдоль ДнестрА и не замечают, как припекает солнце. Дальний и трудный путь утомил их. Дядька и раньше был неумолим: с утра до вечера мордовАл(1) Отроков, обучая стрелять из лука, умению соскакивать на бегу с коня и садиться на него (с седлом и без седла); показывал, как удержаться под животом у осёдланного и испуганного коня, когда тот мчится полем во всю прыть. А теперь, когда появились слухи об Обрах(2), и вовсе стал неумолим. Ничем ему не угодишь. Сказал, что не пустит к отцу-матери, и никого не отпускает; сказал – пойдём в понизовье(3), поживёте в шалашАх(4), как воины в походе – и пошли. Идут, идут берегом, а куда, как далеко, никто не знает.
- Вон там, может, и станем табором(5), - остановился , наконец, дядька и показал на поляну, открывшуюся вдоль берега.
- В такой пустыне? – усомнился кто-то из Отроков.
- Это ещё не пустыня. Видишь, - дядька показал вдаль, - лОдии стоят у берега. А если есть лОдьи, значит поблизости есть и жильё.
Паставили под гАем(6) шалашИ: один – для дядьки, два – для себя, разложили костёр. Начали варить еду – обнаружили, что забыли соль.
- Хорошие же из вас вояки будут, - упрекнул Отроков дядька. – Ладно, пусть кто-нибудь варит, а другие поищут жильё и добудут соли.
На поиски вызвался идти БогдАнко, а с ним ещё двое Отроков:
- Нельзя одному в лесу плутАть(7).
Сначала пошли к лОдьям: оттуда должна быть тропа к жилью. Тропа и на самом деле там отыскалась, повела к лесу, однако, сколько ни шли по лесу, а к жилью не вышли.
- Неужели сбились с пути? – засомневался БогдАнко. – Может, не заметили, как стёжка отвернула в сторону?
Думали, думали – и вернулись-таки назад. Несолоно хлебавши(8).
Перед ночью дядька, как будто бы ничего не случилось, подозвал кнЯжича и ЖалЕйко.
- Даю каждому из вас по шесть Отроков и назначаю старшими. Ты, ЖалЕйко со своими Отроками будешь охранять наш тАбор, а ты, кнЯжич, смотри за лОдиями у берега.
БогдАнко удивился:
- А чего нам эти лОдии? Чего их караулить?
- Дело не в лОдиях. Нужны те, кто оставил их тут. Очень может быть, что это – тАти(9) и что возвратятся они с тем, за чем сюда прибыли. Будь внимателен,кнЯжич. ТатьбА(10) разная бывает и тАти тоже разные. Дело важное, поэтому и поручаю тебе.
- Надо задержать их, если появятся?
- Задержи, если сможешь. А будут сопротивляться, действуй, как положено воинам: ловко, беспощадно, стремительно.
БогдАнко старался скрыть радость и тревогу, охвативших его в предощущении серьёзного дела. Его настроение передалось и Отрокам, которые пошли с ним. Они волновались, тщательно выбирая засаду, гадали, что же это за тАти, куда пошли и с чем возвратятся?
- Узнаем, если не провороним, - остепенил их БогдАнко. – А вот, чтобы взять их, если придётся брать, одной засадой не обойдёшься.
- Думаешь, их много будет?
- А что тут думать? ЛОдий две, в каждой – по четыре весла, значит тАтей не меньше восьми, если не больше.
- А если их больше?
- Хоть и больше, а надо как-то нам справиться.
- Сказал бы дядька зАсветло, так припрятали бы вёсла! Не с собой же они их взяли. Может, поищем?
- Ночью? Нет. Сделаем лучше по-другому: перетащим лОдьи на другое место.
- А что это нам даст?
- Когда тАти пойдут искать лОдьи, то разобьются на две группы: вверх и вниз по реке. А нам того и надо.
- Твоя правда, - согласились Отроки.
- Вяжите верёвки ближе к уклЮчинам(11), - велел БогдАнко, - Потянем лОдии против течения. Вверх по реке они вряд ли примутся искать.
…Было уже зАполночь.
- Ладно, спите, - разрешил кнЯжич, - а мы с БОртником понаблюдаем.
И наблюдали. Откуда им молодым и доверчивым, было знать, что те, кого ждут – выдумка старого воина. Услышав, как они говорили: «Жилья человеческого нет поблизости», усмехнулся дядька: «Плохо же вы искали, отрочАта. А если так, то подброшу вам на ночь забот».
…Вдруг послышался подозрительный шорох, а затем чьи-то шаги.
- ТАти! Буди всех – шепнул БогдАнко.
Их было шестеро: два впереди, приглядывались, отыскивая приметное место, за ними четверо несли что-то на носилках. В темноте было не разобрать, что именно, да и не это интересовало Отроков. Им важно было знать, что будут делать тАти, не найдя оставленных здесь лодий.
«Уличи(12), - определил по говору БогдАнко. – Зачем же пришли на нашу сторону? Что у них на носилках?»
Как он предполагал, так и случилось: двое пошли на поиски лОдий вниз по течению, двое – вверх, а двое остались с ношей. БогдАнко поманил Бортника, шепнул тихо: бери троих и заходи оттуда – показал рукой – а я с остальными зайду с этой стороны. Следи за тАтями, но нападём на них вместе, когда сблизимся..
Обошли и подкрались бесшумно. Собрались уже кинуться на супостАтов, как под вербой послышался то ли стон, то ли сдавленный крик. Те, кто следил за ношей, повернулись и один сказал с издёвкой:
- Чего тебе, девка? Помощь зовёшь? Зря: тут тебя никто не услышит. Терпи, скоро будешь там, где надо.
Тиверцы всё поняли. С двух сторон они обрушились на тАтей, наставили на них мечи.
- Ни с места!
У тех и челюсть отвисла. Не успели сообразить, что к чему, как были уже без мечей.
- Кто тут? – БогдАнко подошёл к носилкам.
Тати, угнувшись, молчали.
БогдАнко наклонился, вызволил пленницу из корзнА, вытащил кляп, которым забили ей рот.
- БогдАнко!! – услышал он с болью и испугом.
Он не поверил своим ушам:
- ЗорИнка, ты?!
Где развязывал, а где рвал на ней путы. Спешил, словно чувствовал, что через минуту будет поздно: вот-вот вернутся ушедшие за лодьями и он может опять потерять свою лАду(13), счастье своё, дороже которого нет у него ничего на свете.
- Бортник! – сказал он наконец. – Оставайся здесь и не прозевай тех, что вернутся. Я отведу пленных в лагерь и вернусь с подмогой.
Пояснения
1 - мордовАть – заставлять делать что-либо через силу.
2 - Обры – название племени.
3 - понизОвье – название местности по нижнему течению реки.
4 - шалАш - временное укрытие от непогоды, построенное из
жердей и веток в форме крыши.
5 - тАбор – лагерь, место стоянки.
6 - лОдия(лОдья) – лодка
7 - гай – лес
8 - плутАть – блуждать, не знать куда идти
9 - несолоно хлебавши – попусту, напрасно, зря
10 - тать - разбойник, вор
11 - татьбА – разбой, воровство
12 - уклЮчина – крепление для весла лодки
13 - Уличи – племя, народ
14 - лАда – любимая
1. Ребята! Когда мы говорим: «Этот человек добрый», то что мы имеем
ввиду? Почему мы так говорим?
2. Почему мы говорим: «Злой человек?»
3. Называя человека добрым или злым, смелым или трусливым, мы
говорим о главных чертах характера человека. Назовите главные
черты характера княжича Богданка?
4. Зачем дядька воспитывал в отроках такие черты, как смелость,
отвага, выносливость, наблюдательность?
5. Прочтите или перескажите те эпизоды (места в тексте), где
проявляются эти черты характера.
6. Какими хотели бы быть вы? Какие черты характера хоте ли бы в
себе воспитывать? Почему?
Ребята!
Вместе с Серёжей и Таней прочтите отрывок («отрывок» - означает «часть») из повести русского писателя Алексея Югова «Даниил Галицкий». Обратите внимание на то, чему и как обучались княжеские дети.
А. К. Югов «Даниил Галицкий»
( отрывок из 5 части)
Близился подобный же страшный час и для княжны ДубрАвки: ей исполнилось двенадцать лет! А старше четырнадцати-пятнадцати лет княжОн редко вы давали замуж: это было пределом! Но пока княжна АглАя-Дубравка была ещё свободна от державной науки. Меж тем как старшим Даниловичам – Роману и Льву – не только разрешалось, но и прямо предписывалось присутствовать на советах отца-государя, хотя ещё и безмолвно. Да и в прочих мужских науках братья во многом брали верх над сестрою.
Ещё совсем недавно Дубравка могла спросить кого-либо из старших:
- А правда, что ангелы на ночь с солнышка корону снимают?
И ей заплакать хотелось, когда она узнавала, что нет – не снимают!
Между тем Мстислав – озорнИк(1) и ленивец – успел просветиться и кичИлся(2) переднею, что знает устройство вселенной(3):
- Никакого ангела с короною нет! Назначен каждому светилу(4) свой круг: есть круг Луны, Солнца…- семь кругов! Духи служебные(5), незрИмые(6) для смЕртного(7) ока, приставлены ко всем тем семи кругам и толкают круги руками. Когда они устанут толкать или повелено будет им перестать, тогда светИла падут на землю, а небо совьётся, как свИток(8)!...
И разве знала Дубравка, как знали они, кнЯжичи, отчего бывает гроза?
- Ну, а отчего же? – из гордости сдерживая слёзы горечи и обиды, спрашивала сестра.
И торжествующий Мстислав почти без запинки отвечал, точь-в-точь как повествовал(9) им на уроках митрополИт(10) Кирилл.
- Гроза бывает от того, что дух служебный раздирает облако с шумом. И от того скрежет и гром, и оттворяется(11) путь водам небесным.
КнЯжичи доподлинно узнали от митрополита, отчего бывает ночь, отчего – день.
- Когда солнце уйдёт от нас под землю – тогда у нас наступает ночь. А там, под землёй – день.
КнЯжич Мстислав, бойкий и нетерпеливый, спросил у митрополИта:
- А там, на той стороне земли, тоже живёт кто-нибудь?
МитрополИт рассмеялся.
- Глупый, - не по злому укорИл(12) он мальчика. – Никто! А то бы попадали: они же вниз головой!..
Узнали кнЯжичи от митрополИта, что все животные вышли(13) из воды: и рыбы, и киты, и птицы.
Многое узнали они и о человеке, и всё, что узнали, заканчивалось величественной и ясной формулой:
- Человек – это микрокОсмос(14) – вдохновенно говорил им митрополИт. – Плоть(15) человеческая – от земли, кровь – от росы и солнца, глаза – от бездны морской, кости – от камня, жилы и волосы человека – от травы земной!..
Однако и у Дубравки, кроме преобладания её над братьями в языках, было и другое умение, которым не обладали братья: это было шитьё золотом, шелкАми и жемчугом, а так же плетение кружев. Чудесные тканные, плетёные, низанные и крупным жемчугом, и мелкими зелёными пЕрлами(16) выходили изделия из-под её ребяческих рук!
Пояснения
1 - озорнИк – шалун
2 - кичИлся – хвастался
3 - вселЕнная – весь мир земли и космоса
4 - каждому светИлу – каждой планете, каждой звезде.
5 - дУхи служебные – слуги бога, работники его.
6 - незрИмые – невидимые.
7 - смертное Око – глаз человека или животного; а так как человек со
временем умирает, то вместе с ним отмирают и его глаза.
8 - свИток – свёрнутый в трубку материал, на котором написан текст.
9 - повествовАл – рассказывал.
10 - митрополИт – высшее духовное (церковное) звание на Руси.
11 - « и отворяется путь водам» - то есть – открывается «путь водам»
небесным и она в виде дождя устремляется на землю.
12 - упрекнУл – высказал неудовольствие, неодОбрил
13 - вышли из воды – то есть, сначала появились в воде: в океане, в море.
14 - микрокосмос – бесконечность в чём-то малом; например: человек по
отношению ко вселенной – очень малая величина, но и человека
можно изучать бесконечно.
15 - плоть – мышцы человека, тело.
16 - пЕрлы – мелкие жемчужины.
1. Ребята! Как вы думаете, почему княжеских детей обучал
митрополИт, а не кто-то другой?
2. Почему Дубравка не получала те же знания, что и её братья?
3. Ребята! Вы со всеми объяснениями митрополИта согласны? Или нет?
Почему?
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |