Вот и заканчивается Рождественский
(Филипповский) пост. 6 – последний день,
до вечерней звезды.
6 января. Рождественский сочельник
2013 лет назад зажглась звезда над вечерним Вифлиемом. И пришли пастухи, посланные царём Иродом, к месту, где родился Христос: звезда остановилась над его домом. И пали ниц пастухи, и принесли ему подарки свои.
Так было по библейской легенде.
Почему же - «сочельник»?
Ритуальная каша из зёрен риса, пшеницы, ячменя - кутья -подавалась с сытью: медом, разведённым в воде. Каша сочилась сытью. Отсюда — сочельник.
В этот день все православные старались соблюсти пост. Перед заходом солнца хозяин дома собирал всю семью на молитву. Зажигали перед образами в красном углу свечи. На лавке под иконами расстилали солому или сено, покрывали её скатертью и ставили не обмолоченный сноп ржи или пшеницы или кутью, которые символизировали пробуждающиеся силы природы и плодородия.
Стол застилали свежей скатертью и клали свежеиспеченные хлебы. К одному из хлебов прикрепляли зажжённую свечу. Стол обильно уставлялся едою. Но начинали трапезу с кутьи. И ели в торжественном и строгом молчании.
После еды заставляли детей лезть под стол и «цыкать» цыплёнком: чтобы куры хорошо водились. А самих кур старались не кормить в Сочельник, постились куры — чтобы летом огородов не копали.
Первый блин в Сочельник давали овцам, а скот в эту ночь обильно кормили.
В святой вечер наматывали туже клубки пряжи, чтобы кочаны капусты были тугими.
После ужина начинались колядки. Вот уж чего ждала молодежь и дети! Выходили на улицу, собирались в группы, предварительно оговоренные, делили село на улицы и «концы» и с песнями колядками обходили дома поселян. Желали счастья, урожая, приплода скота. За это получали «гонорар», вознаграждение: пироги, сало, колбасу, ватрушки, деньги. Складывали все это в мешок, который носил с собой мехонОша и, закончив обход, пировали или делили всё в откупленной избе.
Тем хозяевам, которые были поприжимистее, грозили: «Не дашь пирога – мы корову за рога; не дашь блинка – мы хозяину пинка!» А поздно ночью отыгрывались на таких хозяевах: заливали воду в печную трубу, заваливали входные двери и ворота брёвнами, увозили сани за околицу.
И, конечно, гадали. Разнообразно, с фантазией и надеждой. Обычай, прочно замешанный на языческих верованиях и обрядах, дожил и до наших дней.
Ещё не закончилась рождественская ночь, ещё пируют колядовщики, ещё не успокоился скупой хозяин, а по утреннему, почти ночному селу, поплыли самодельные звёзды со свечами внутри. Это дети пошли «христаслАвить» Именно в такую рань и тЕмень. Так что хозяевам в эту ночь не до сна. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» .
7 января. Рождество Христово.
Солнце «играет». Колокола звонят. Придя домой из церкви, крестьяне жгут костры. Кто-то ещё вчера начал. Но большинство людей к сегодняшнему Солнце «играет». Колокола звонят. Придя домой из церкви, крестьяне жгут дню приготовило по возу соломы. Лежит солома посреди двора, ждёт своего часа.
И вот заполыхали костры, во многих дворах дымы столбами. Деревни залиты половодьем огня. Крестьяне «родителей греют».
Наши предки полагали, что умершим родственникам холодно в земле в рождественские и крещенские морозы. Поэтому надо жечь костры. Помнить о предках. А они, находясь в земле, отблагодарят потом хорошим урожаем, поспособствуют ему. И стояли все домашние вокруг огня в глубоком молчании И вспоминали.
В Рождественский день пристально всматривались: он нёс с собою много примет и надежд.
На Рождество погода и много снега — к урожайному году.
Метель - пчелы хорошо роиться будут.
Иней - урожай на хлеб.
Если Рождество на новом месяце (новолуние) — год будет неурожайным.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня.
С надеждой на счастье, урожай и приплод связан ряд суеверных примет.
На Рождество надевают новую рубаху. Именно новую. Если наденешь не новую, пусть даже чистую, жди неурожая.
Не делали гнутой работы (обручей, полозьев), а то не будет приплода скота.
Не плели лапти (родится ребёнок кривым), не шили (родится слепым). Готовились к визиту (в гости) к повивальным бабкам. Завтра - их день.
8 января. «Бабьи каши».
Крестьяне с женами и угощением шли к повитухам и засиживались до утра. Женщины посещали родильниц с пирогами. Христос
родился, ребёнок появился, нечисть начинает буйствовать — как не поддержать слабых или не попросить помощи? И объединялись.
9 января. Стефанов день.
Поили лошадей «через серебро». Бросали серебряную монету в бадью, из которой поили лошадей: чтоб здоровы были.
День срока наймов на работу и выборов пастуха. Наём пастуха - дело очень важное. Собирали всё общество. Судили, рядили. Учитывали опыт и репутацию пастуха, а так же его профессиональные качества: его тайные знания, умение общаться с лешим и т.д.
12 января. Анисья.
Резали свиней. По внутренностям гадали о зиме. Готовились к Васильеву вечеру и встрече Нового года.
Я прощаюсь с вами и поздравляю рождественских именинников с днем ангела.
6 января. Евгения, Клавдия, Николай.
8 января. Ефим.
9 января. Степан, Федор.
10 января. Игнатий Никанор.
11 января. Иван, Марк.
12 января. Анисья, Макар.
Счастья вам в наступившем