Трещат крещенские морозы. Люди обсуждают вчерашнее водосвятие и смотр невест. Когда-то давно смотры проводились повсеместно, а в конце 19-го века только в глубине патриархальной России, где браки устраивались по выбору родителей.
Кроме смотрин у Иордани они происходят и в церкви во время литургии, и на городской площади, где катаются матери с дочками. Парни стоят стеной, наблюдают. Невесты наряжены в лучшие платья, разрумянены. Каждая из них старается приглянуться, понравиться, а потому выставляет напоказ и подчёркивает свои достоинства. Славят себя. Потому и прозывались они «славушницами». Между «славушницами» прохаживаются дозревшие женихи с родителями. Выбирают суженую. А на девках-то кроме нижней рубахи еще четыре-пять разукрашенных, да сарафан, да три-четыре передника — всё это шито-вышито. На всё это великолепие надевалась овчинная шубка, опушённая мехом. Вот какие мы богатые!
Матери женихов без стеснения поднимают «славушницам» полы шуб, изучают передники и рубашки, вплоть до нижней. А как же! Надо видеть умение «славушницы» ткать, шить, вышивать, надо знать её материальное обеспечение. Мало того, берут девиц за руки (а те обязательно без рукавиц, с голыми ладошками стоят) — не холодны ли? Ведь даже если претендентка подходит по всем качествам, а руки холодны — не возьмут зябкую. Зябкая не годится для трудной работы, особенно крестьянской.
20 января. Иоанн Предтеча.
Обсуждают вчерашние события. Снаряжают сватов те женихи, которые сделали свой выбор и приняли решение. Варят пиво. Свахи - нарасхват. Теперь до самой Масленицы не остановятся свадебные санные поезда.
Начало зимнего мясоеда, время, когда можно есть всё и, естественно, любое мясо.
Кончились гадания, начались страдания.
Полку России прибывает: пошли дети весенне-летнего призыва, задуманные родителями до летней страды. Как просто и мудро регулировали посты появление осенних и зимних младенцев. Как естествен и целесообразен цикл: сначала рожает земля, затем - люди, после них - домашняя скотина, и - новый посев семени.
21 января. Емельян.
И до Емельяна и после, да почти круглый год, крестили на Руси младенцев. Обычно на восьмой день после рождения. Иногда - в сороковой. Крестили обычно в церкви. Священник возлагал на шеи восприемников (крёстному отцу и крёстной матери - из родственников) белые платки и связывал
концы их. По окончании обряда платки снимались и оставались в церкви.
Священник окунал младенца три раза в купель (в воду), нарекал именем того или иного святого этого дня, дня крещения, и передавал в руки крестных.
И вот на Емельяна угощают кума с кумой (крёстных), полагая, что это приносит здоровье детям. Кум и кума приносят в подарок брусок мыла и полотенце. Вручают их родителям и при этом говорят: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильцо для крестника».
При первом же купании ребенка пользовались этим мылом. Окатывая водой малыша, говорили: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба божия Ивана (имя ребенка), на чистоту его, на красоту его». Или же: «С гуся вода, с Иванушки худоба!"
23 января. Григорий — летоуказатель.
Снова будни зимние да прежние заботы. И взгляд на лето. Иней на стогах — к мокрому лету. Это одна из примет. А крестьянин с октября уже гадает о лете: первый сухой снег обещал хорошее лето. В ноябре о лете гадали
на Матрёну зимнюю (22): иней на Матрёну — к урожаю овса, дождь — к урожаю пшеницы.
А вот декабрьский взгляд на лето. Если 3 и 6 декабря шёл снег, то 3 и 6 июня будет дождь: иней же до Николы зимнего (19 декабря) - к урожаю, особенно овса.
На лето указывали и первые дни января и последний день декабря. 31 декабря указывал на июнь, 1 января — на июль, 2 января — на август. Каковы эти дни, какие перемены — такова погода в летние месяцы.
И вот — январь.
Январь холодный — июль сухой и жаркий. Частые снегопады и метели в январе — к частым дождям в июле. 6 января ясный день — к хорошему урожаю. Большой иней - к хлебородию. На Рождество погода и снег сулили урожайный год. Звездное небо 14 января — тоже к урожаю. Сильный мороз и малый снежок на старый Новый год — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю. И опять же: яркие звезды в крещенскую ночь (с 18 на 19 января) — к урожаю. Сильные ветры с юга — лето грозное.
Очень хотелось знать, да и надо было знать, каким будет лето. Потому и делал заметы крестьянин, проверял и перепроверял их. Будут еще февральские и весенние приметы о лете. Но январь указывает на середину лета. Потому и иней на стогах 23 и снег на Татьяну (25) огорчали — к дождливому лету.
24 января. Федосей-весняк.
Так ждали зиму! Дождались. И только перевалила она за середину, как мы готовы торопить её уход. Радуемся солнцу, прибавке дня. А что там прибавилось? Такой же короткий день, как в середине ноября, Такой, да не такой: с каждым днём светлее, теплее. И на душе и на улице. Чуткие носы улавливают в федосеевской атмосфере влажное дыхание весны. «Федосеевское тепло — на раннюю весну пошло». Морозы же на Федосея — к позднему посеву яровых. То есть весна будет долгой и холодной. Крестьяне не любили «январской весны»: хилая зима живуча. Приглядывались к следующему дню.
25 января. Татьяна Крещенская. Татьянин день.
На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц. Раннее солнце — ранние птицы.
На Руси Татьянин день — день студенчества. Праздник в память об основании Московского университета.
Январь — месяц свадебный. До самой Масленицы будут венчания. Январь же и месяц младенцев. Очень многие рождались в январе. И, заглянув в святцы при крещении, нарекал их священник тем или иным именем.
Я поздравляю именинников с днём ангела.
20 января. Иван.
21 января. Георгий (Егор, Юрий), Григорий, Емельян.
22 января. Петр, Филипп.
23 января. Григорий, Макар, Павел.
24 января. Михаил, Федосей.
23 января. Петр, Савва, Татьяна.
26 января. Яков.