По всей России — святки. Россия празднует — не работает. День прибывает, ночь отступает. Бог, на радостях от рождения сына, выпустил с того света мертвых и нечистую силу. И с одной стороны, вечера святые, так как запрещено работать; а с другой — страшные вечера. Именно с заходом солнца активизируется нечисть, Потому и принимает православный любого гостя в доме: душа умершего в любом облике может явиться; сжигает крестьянин во дворе воз соломы — «греет покойников», чтобы угодить им; терпит выходки ряженых колядовщиков, изображающих нечисть. Святые, «страшные вечера».
13 января. Маланья.
Канун Васильева дня. Канун Нового года.
Старались до наступления Нового года избавиться от всего ненужного и дурного и войти в новый год щедрым, добрым, хлебосольным. Очень верили, что «как начнется новый год, таким будет целый год».
Зарезанные накануне свиньи, обжаренные и аппетитные, подавались к вечернему праздничному столу. Подняв блюдо с поросенком, глава семьи приговаривал; «Чтоб свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Все у нас есть! Щедрые мы, хлебосольные! И весь год будет таким!
После еды хозяин предлагал кому-нибудь из домашних отнести кости съеденного поросенка в хлев. Но смечьчаки находились редко: страшно!
А на улице — ряженые, колядовщики. Юноши, девушки, дети заходят в избы, «посевают»:
«Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!»
И бросают зерно во все углы избы, и желают плодородия и изобилия в наступающем году.
А девушки гадают о женихах. И будут гадать до Крещения (19 января).
Но и в праздном настроении не забывал крестьянин приметить погоду. «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов».
14января. Васильев день. Новый год.
С Рождества не прекращаются разнообразные гадания. Под Новый год и в Новый год — они повсеместны. Не только у девушек, но и у парней.
И парни и девушки в полночь идут к чьему-либо двору, снимают пояс и хлещут им три раза о верею (столб, врытый в землю, к которому прикреплены ворота двора), каждый раз приговаривая:
«Верея, верея,
Покажи мою суженую (невесту).
Пояс, пояс,
Покажи мой суженый поезд (свадебный поезд)»
А перед сном расстилают пояс поперек постели и спят на нем. Во сне надеются увидеть свою невесту и свою свадьбу.
Девушки в течение дня несколько раз переодевались во все новое. Чтобы у всех всегда были обновы.
А пожилой и житейский народ присматривается к суточным переменам в погоде.
Если на Новый год небо звездное — к урожаю.
Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — урожай гороха и чечевицы.
В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.
Но в то же время на Урале: если в Новый год тепло — рожь будет хороша.
Отстоявшиеся и отслеженные приметы крестьянин прошлого века относил именно к Васильеву дню, который совпадал с Новым годом. Поэтому и мне кажется логичным поместить погодные приметы новогоднего дня именно 14 января по новому стилю.
Васильева ночь звездиста — лето ягодисто.
Вьюга на Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
По январю судили о лете.
Если январь в прошлом году был тёплым, то январь этого года будет холоднее.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
15 января. Сильвестр.
Куриный день — куриный праздник. И если на «куриный праздник Кузьмы и Демьяна» (14 ноября) куриному «населению» рубили головы, то 15 января его обихаживают: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены, защищают от нечистой силы: вывешивают «куриного бога». «Куриный бог» представляет собой камень с отверстием или горшок, кувшин без дна. Помещают его над нашестом на шесте: чтобы «бог» был «над» паствой. Все это делалось для того, чтобы куры хорошо неслись и были целы.
В этот же день заговаривали лихоманку-трясею, то есть лихорадку.
16 января. Пророк Малахия.
И снова — нечисть. Как с цепи сорвалась! Святки — страшные вечера...
В этот день лечили припадочных, скаженных (испорченных), чаще всего кликуш, женщин невротического характера, страдающих эпилепсией. Считалось, что в день Малахия можно из кликуш выгнать нечистую силу. Да вот беда: лихоманка да нечисть может переселиться в скотину. Не зря же именно в этот день «ведьмы задаивают коров до смерти», чтобы угощать молоком нечистую силу. Вот и обращается хозяйка к домовому, просит у него защиты: «Дедушко-доможирушко, пои мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».
18 января. Крещенский вечер. Канун Богоявления. Крещенский сочельник.
В этот день строго соблюдался пост, пищу не принимали до вечерней звезды, как и в Рождественский сочельник. На вечерней службе в церкви освящали воду, приносили ее домой, окропляли ею избу, людей, скотный двор, животных, погреба. На дверях, стенах, притолоках рисовали мелом кресты. Все эти действия должны были помочь в сохранении здоровья людей и скота, оберегали от нечистой силы.
Некоторые женщины при освящении воды в церкви ставили рядом с сосудом свечи, перевязанные нитками или лентами. Затем брали их домой и хранили до родов. Во время родов зажигали их перед иконами.
Собирали крещенский снег для отбеливания холстов и от недугов.
19 января. Крещение Господне. Богоявление. Иордань.
Если вчера святили воду в храмах, то сегодня — в водоёмах. Водосвятие. На реке или водоёме делалась прорубь — Иордань (по имени реки, в которой был крещён Иисус Христос). Торжественный крестный ход двигался к Иордани, служился молебен, священник опускал в прорубь три раза крест, и вода в реке становилась освящённой. Люди умывались ею, а некоторые храбрецы и Купались в ледяной купели. Воду из проруби брали с собою и хранили весь год. Полагали, что она обладает целебной силой.
В некоторых областях России в этот день около Иордани или на берегу устраивались смотрины наряженных девушек: с завтрашнего дня начинались свадебные дни до самой Масленицы.
Наступали крещенские морозы.
Я поздравляю именинников суровых крещенских морозов.
14 января. Василий.
13 января. Ульяна.
18 января. Гордей.
17 января. Афанасий.
18 января. Григорий.
Тепла вам и праздника!