24 ноября. Федор-студит.
«С Фёдора-студита зима сердита». Но если день на Фёдора-студита тёплый, то и зима будет тёплой.
Дай-то Бог! Нам так не хватает тепла.
ПОКА НЕ УШёЛ в далёкое прошлое этот день - вспомните его. Если день был тёплым, то и зима предполагается тёплой, а холодный Фёдор- студит - сулит всю зиму суровой.
25 ноября. Иван Милостивый.
Даёт знать о погоде на ближайшие дни. Если идёт дождь или снег 25 ноября, то быть оттепелям больше недели: до Введения, 4 декабря.
Бушуют последние свадьбы перед сорокадневным Рождественским «хладным» постом. Счастливые девушки притворно плачут, расставаясь с девичеством. Те же девушки, кому не повезло да филипповского поста, роняют украдкой непритворную слезу и расплетают косу удачливой подруге. Теперь жди окончания святок: может, зимой повезёт с суженым. А может, и не повезет,
«Вот в прошлом году сватался ведь парень - не отдали: две коровы в семье пали, и «свадебные» деньги ушли на покупку скота. Отец собирался еще одну лошадь купить. Если купит, еще год ждать придётся... Пелагея вон третий год не может выйти замуж по той же причине. «...Видно, друг мой, надо нам с тобой прощаться...'
— Прощай, Михайло!
— Так-то, друг мой милый! Видно, мне придется Афросинью взять, ничего не поделаешь... За Афросиньей отец сулится двести
рублей, тут можно взяться хозяйствовать, есть с чего начало положить... А тебя мне взять пустую - не приходится!
— Нешто не знаю...
— С пустыми руками, сама знаешь, какое хозяйство - горе одно!» (Г.И.Успенский).
Жестко. Практично. Неизбежно. Не обманешь. Но ухитряются. Посватается парень к девке. Сладят сваты с её родителями, но родители невесты не говорят последнего слова: вот посмотрим ваше хозяйство да «богачество». тогда и скажем «да» или «нет. И приходят, и смотрят придирчиво: и на чердаке побывают, и в хлевах посмотрят, и сусеки амбарные проверят, и проведут ревизию полушубкам да медной посуде. А жених тоже не лыком шит: перевернет бочки кверху дном, насыплет на днища бочек зерна — смотри, будущий тесть, сколько хлеба у зятя. А зятёк-то ещё и в соседнюю деревню к знакомым сгоняет, возьмёт «для показа» пару хороших полушубков да короб медной посуды привезёт на время, и - полный достаток в доме.
А в городах и похлеще обманы бывали. Засидится в девках старшая дочь, просят родители сваху-сводницу помочь. Та находит кандидата, расписывает прелести и приданое невесты. Жених приходит на смотрины, а ему мельком показывают младшую дочь-красавицу. Конечно же, соглашается.
Но не видит больше лица, своей невесты до тех пор, пока после венчания в карету не сядет. Но уже поздно: обвенчались.
Стыдно было на Руси быть незамужней или неженатому. Осмеянию не подвергались только те, кто сознательно, намеренно давал обет безбрачия.
Вот и роняют слезу Марья или Дарья, и завидуют колокольному звону. 0ггоняющему нечисть при венчании подруги, и жадно впитывают все подробности обряда; вот жениху к невесте связывают руки вместе, вот они одновременно крестятся, вот становятся на один «подножник» перед аналоем, переступают через положенный на порог церкви замок, разбивают яйцо, чтобы дети были. Наконец, невеста грызет церковный ключ, приговаривая: «Мне брюхатить, а тебе (мужу) прихоти носить". И не к Марье подводят малыша-мальчика, а к подруге-невесте, и не Марье удалось стать кончиками носков иа «подножник» после венчания, а удачливой дружке невесты… Чужая свадьба!
Надейся, Мария. Будут еще колокола и в твою честь. И будут от порчи и сглаза иглы в твоем свадебном наряде и льняное семя в башмаке. Будут.
27 ноября. Святой апостол Филипп.
Заговенье перед Рождественским (Филипповским) постом. Заговенье - последний день перед постом, когда верующим можно есть скоромное. Скоромное - пища животного происхождения: мясные блюда и закуски, различные жиры, молочные продукты. С завтрашнего дня люди начнут говеть - поститься. Постились-то люди сорок дней, до Рождества Христова, и свадьбы не разрешалось играть до Крещения, 19 января. Так что для Марьи пост был более пятидесяти дней.
На Руси, у православных, еще три длительных поста: Великий пост - семь недель до Пасхи - начинается сразу после масленицы: Петровки - с девятой недели после Пасхи и до Петрова дня, 12 июля; Успенский - с 14 по 28 августа. Кроме того, глубоко верующие постились еще по средам и пятницам каждой недели. Тем, кто говел, запрещалось даже чай пить до обедни (до 10 часов) по средам и пятницам.
Разумеется, богатым людям посты не были в тягость. Другое дело - крестьянин. Он и в обычные дни не объедался, только в праздники, а в посты затягивал ремень потуже, переходил на капусту, пустые щи да конопляное (или подсолнечное) масло. Однако, не будь постов, крестьянин их, пожалуй, придумал бы: надо рассчитать свои запасы на весь год, по крайней мере — до лета, а посты дисциплинировали годовой режим питания, обуздывали спонтанные, анархические порывы русской души. Посты предполагали умеренность не только в пище, но и в нравственном, социальном поведении человека.
На Филиппа в некоторых областях России крестьяне выносили на двор угощенья домовому-дворовому, чтобы тот охранял скот, заботился о нём во время долгого зимнего пребывания в хлевах.
Если замечали иней на Филиппа - надеялись на хороший урожай овса.
28 ноября. Гурий.
Начало Рождественского (Филипповского) поста. Неустойчивость погоды в это время отразилась в народном присловье: «На Гурия зима приезжает на пегой кобыле».
29 ноября. Матвей.
«На Матвея зима в белой щубе ходит». Если «на Матвея буйны ветры, то вьюги будут до Николы зимнего (19 декабря)».
30 ноября.
Кувыркались по белу снегу в сильный мороз - на сильную жизнь. Вспоминали, каким был прошедший месяц, и старались угадать погоду будущего мая: каков ноябрь - таков май.
Я поздравляю последних осенних и первых зимних именинников с днем ангела.
24 ноября. Виктор, Фёдор, Максим, Степанида.
25 ноября. Иван.
26 ноября. Герман, Иван.
27 ноября. Григорий, Филипп.
28 ноября. Дмитрий,
29 ноября. Матвей.
30 ноября, Григорий.