Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

Крестьянские дети: День шеснадцатый

10 сентября 2014 - Мишутин А.А.

 День был очень холодным, а к вечеру мороз ещё и усилился. Папа пришёл с работы с инеем на шапке, крякнул и сказал , раздеваясь:

  - Крещенские морозы жмут. Как хорошо дома, тепло.

  Все уже были дома, и от этого было ещё уютнее и теплее на душе. Таня и Серёжа давно сделали уроки, хотя и надеялись на то, что завтра уроки в школе отменят из-за морозов.

  Папа поужинал и стал просматривать газету, дети читали свои книжки, молча.

  - Изба-читальня, - сказала мама, убирая посуду.

  - Между прочим, - оторвался от газеты папа, - сегодня крещенский сочельник. И верующие люди до первой звезды не принимают пищу.

  - Как перед Рождеством? – отложила свою книгу Таня.

  - Да, как в сочельник перед Рождеством Христовым.

  - Рождество – понятно: день рождения Христа. А Крещение: день крещения Христа? – присоединился к разговору Серёжа.

  - Именно так. Иисуса Христа и первых христиан крестили в реке под названием ИордАнь.  В это время года в тех местах достаточно тепло, чтобы проводить обряд крещения. Люди зашли в реку ИордАн и воды реки очистили верующих от грехов. Произошло омовЕние, смывание грехов.

Кстати, так крестилась и Русь Киевская. Киевляне заходили по грудь в реку Днепр для омовения.

  - Зимой?! – удивился Серёжа.

  - Нет. Крещение Руси происходило летом.

  - А почему не зимой, как крещение Христа?

  - Крещение обыкновенных людей происходит в любое время и не обязательно в реке. Крещение сейчас проводят и в храмах православных, в церквях. Понятно?

  - Не очень.

 

  - Есть праздник, церковный: Крещение Господне, который бывает только раз в году. А есть обряд крещения простых людей. И вот это крещение может происходить в церкви почти каждый день. Понятно?

  - Понятно.

  - Так вот. Обряд крещения простых людей проводится по определённому порядку, по определённому ритуалу. А праздник Крещения – не обряд, а праздник - проводится по другому определённому ритуалу. На праздник Крещения люди купаются, погружаются в прорубь, зимой, 19 января. И это происходит на реке или в каком-нибудь водоёме. А обряд крещения проходит в церкви, а не на реке, и не только зимой. Понятно?

  - Теперь понятно.

  - Сегодня, восемнадцатого января, священники освящают воду в церквях и храмах. Верующие берут сегодня с собой посуду – кувшины, графины, бутыли, термосы – и идут в церковь. В церкви есть большой сосуд с водой, освящённой священником. Эту воду люди набирают в свою посуду и уносят домой. Она считается святой и лечебной. А завтра воду будут освящать в водоёмах. Обряд освящения воды называется водосвятием. В подготовленную прорубь, которая в России называется Иорданью, священник три раза опускает крест и вода становится освящённой, как накануне в церкви.

  - А зачем брали с собой освящённую воду?

  - Считается, что она обладает целебными свойствами. Её держали дома, в заветном месте, для всяких непредвиденных случаев. Считалось, что даже снег крещенский обладает сверхъестественными свойствами. Разумеется, что не сам снег, а вода от него. Собирали его от болезней, для умывания для бани. Много примет было, связанных с Крещением. В народе  праздник Крещения назывался – БогоЯвленьем, явлением бога. Примечали, что на БогоЯвленье всегда солнце «играет». То есть оно – яркое, чистое. И никогда утро не бывает хмурым. Так что ждите завтра солнца и мороза.

  Отец замолчал, потом пошёл к полкам с книгами.

  - А прочту-ка я вам о празднике Крещения, как описывает его сам священник, В. Никифоров-Волгин.

  «В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдёт с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоёт: «Во ИордАни крещающуюся Тебя Господи». Гришка не поверил и обозвал меня «баснописцем». Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом.

  В слезах пришёл домой. Меня спросили:

  - О чём кувЫкаешь?

 

  - Гри-и-ишка не верит, что вода петь бу-у-удет сегодня ночью!

  Из моих слов ничего не поняли.

  - Нагрешник, ты нагрешник, - сказали с упрёком, - даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!

  - Да я же ведь за дело Божье вступился, - оправдывался я.

  Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы (место, где висят иконы в избе) сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила её в печь, в пепел, ибо грех выливать её на места попираемые».

  - «Места попираемые», - пояснил папа – это все те места, куда наступает нога человека. Или животного. Топтать святую воду – грех. Вот в чём смысл действий матери.

  «Отец спросил меня:

 - Знаешь, как называется по-древнему богоявленская вода?  Святая агиАсма!

  Я повторил это, как бы огнём вспыхнувшее слово и мне почему-то представился ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово «агиасма» слилось с этим пожаром объяснить себе не иог. Не от того ли, что страшное оно?

  - На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала:

  - Вот ежели и завтра Господь пошлёт снег, то будет урожайный год.

  В церковь пришли все заметеленными и зарумяненными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет – точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор. Посреди церкви стоял большой ушат с водой и рядом парчовый столик (парча – дорогая ткань; парчовый столик – столик, накрытый парчой), на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клИросе (место для хора в церкви) читали «пророчества» (тексты пророков – предсказателей). Слова их журчали как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная (колокольная) медь: «Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавства пред Господом: жаждущие идите к воде живой…»

    Папа попробовал даже пропеть эти слова пророков: и стало как-то не по себе.

  «Мне представлялись ветхозаветные (из библейских сказаний) пророки в широких одеждах, осенённые молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарно-библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы…

  При пении «Глас (голос) Господень на водах» вышли из алтаря (главная часть церкви) к народу священник и дьякон (помощник священника). На водосвятной чаше зажгли три свечи.

  - Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздаётся, а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!

  Я искал глазами Гришку, чтоб сказать ему про это, но его не было видно.

  Священник читал молитву «ВЕлий есИ Господи…».

  После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленный тропарь (молитвенные стихи) «Во Иордани крещающуюся Тебе Господи» и всех окропляли освящённой водой.

  От ледяных капель, упавших на моё лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненарадованное счастье. М всё будет по-хорошему, как в день Ангела, когда отец «осеребрит» тебя гривенником, а мать пяточком и пряником в придачу. Литургия (богослужение) закончилась посреди храма перед возжённым светильником, и священник сказал народу:

  - Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную!

  Подходили к ушату со святой водой, вода звенела, и вспоминалась весна.

  Так же как и на Рождество, в доме держали «дозвёздный» пост (не ели до появления первой звезды). Дождавшись наступления вечера, мы сели за трапезу – навечерницу. Печёную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морОзинки, пахнущие укропом огурцы и сладкую, мёдом заправленную кашу. Во время ужина начался звон к ИордАнскому всенощному бдению (бодрствованию всю ночь).

  После всенощной делали Углем начертание креста на дверях, прИтолоках, оконных рамах – знак ограждения дома от козней дьявольских».

  - А что такое «прИтолока»? – спросил Серёжа.

  - А вот, - папа поднялся, подошёл к дверям , похлопал рукой по верхней перекладине дверного проёма и вернулся к чтению.

  «Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его…многоводным, а девушки «величают звёзды». Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несёт пирог, якобы в дар звёздам, и скороговоркой, нараспев выговаривают:

  - Ай, звёзды, звёзды, звёздочки! Все вы, звёзды, одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещёному, сряжайте свадебку для мира крещёного, для пира гостиного, для красной девицы родимой.

  Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоёт полнощная вода.

 

  Мать «творит» тесьо для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в берёзах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном «числиннике» (клендаре) покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: «БогоЯвление». Завтра пойдём на ИордАнь».

  - Какое завтра число? – спросил папа.

  - Девятнадцатое.

  - А по старому стилю?

  - Шестое… Завтра  Крещение.

  - Пап, а как понять «полнощная»?

  - Значит: полуночная.

  - А – «сватей»?

  - Значит: «сватов». Прежде чем играть свадьбу, к невесте, к её родителям жених посылает сватов, людей, которые от имени жениха договариваются о свадьбе и условиях проведения свадьбы. Ещё вопросы есть? Тогда принимайтесь за уроки. Серёж, прочти, пожалуйста, вечером или завтра, как будет время, отрывок из этой книги. Я здесь закладку оставлю. Здесь описан праздник Крещения. И описан очень интересно.

  И папа показал книгу: Иван Шмелёв «Лето Господне».

 

  Ребята! А вы тоже сами прочитайте этот очень интересный отрывок из повести Ивана Шмелёва. Мальчик в повести всё время общается с Горкиным. Это – глубоко верующий старичок, бывший плотник в хозяйстве отца мальчика. А сейчас Горкин – вроде дядьки-воспитателя при мальчике.  Пояснения к непонятным словам и выражениям, как обычно, после текста рассказа.

 

 

                                                       Иван Шмелёв

                             «Лето Господне» (отрывок)

   

  Он (Горкин) умывает меня святой водой, совсем ледяно и шепчет: «Крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телесА очисти

во имя Отца, и Сына, и Святого духа».

  - Как снежок будь чистый, как ледок крепкой, - говорит он, утирая суровым полотенцем, - тёмное совлекАется(1), во светлое облекАется(2)…- даёт мне сухой просвирки(3) и велит запивать водицей.

  Потом кутает потеплей и ведёт ставить крестики во дворе, «крестить». На Великую Пятницу(4) ставят кресты «страстной свечкой»(5), а на Крещенье

 

мелком… Ставим крестики на сараях, в коровнике, на конюшне, на всех дверях. В конюшне тепло, она хорошо окутана, лошадям навалено соломы. Антипушка окропил их святой водой и поставил над денниками(6) крестики. Говорит – на тепло пойдёт, примета такая – лошадки ложились ночью, а Кривая насилу поднялась, старая кровь, не греет.

  Солнце зашло в дыму, небо позеленело, и вот – забелелась звёздочка! Горкин рад: хочется ему есть с морозу. В кухне зажгли огонь. На рогОжке(7) стоит петух, гребень отморозил, и его принесли погреться. А у скорнЯчихи(8) две курицы замёрзли ночью.

  - Пойдём в каморку ко мне, - манит Горкин, словно хочет что показать, - сытОвой(9) кУтьицей разговеемся(10). Макова молочка-то нету, а пшеничко-то я сварил.

  Кутья у него священная, пахнет как-будто лАданцем(11), от мёду. Огня не зажигаем едим у печки. Окошки начинают чернеть, поблёскивать – затягивать ледком.

  …После всенощной отец из кабинета кричит: «Косого ко мне!». Спрашивает – ердань(12) готова? Готова и ящик подшили окунаться. Василь Васильевич (Косой) говорит громко и зачем-то пихает притолоку. «Что-то ты Косой весел сегодня больно!(14)» - усмешливо говорит отец, а Косой отвечает: «И ник нет-с, пощусь!(15)». Борода у него всклочена, лицо, как огонь, - кровь такая горячая. Горкин сидит у печки, слушает разговор и всё головой качает.

  - А справлялся, будет ли Ледовик Карлыч(16) завтра?

  - Готовится-с!...- вскрикивает Василь Васильевич. – Конторщик его уже прибегал… придёт беспременно! Будь покойны-с, во как пересижу-у!

  И опять – шлёп о притолоку.

  - Не хвались идучи на рать(17), а хвались…

  - Бо-жжже сохрани!..- всплёскивает руками Косой, словно хватает моль. – В таком деле… Бо-жже сохрани! Загодя(18) молчу, а…закупАю Ледовика… Сколько дознавал, бился… как говорится, с гуся вода-с… и больше ничего-с.

  - Что такое? Ну, ежели и завтра ты будешь такой…

  - Завтра я его за… сорок костяшек загоню-с! Вот святая икона, и сочельник нонче у нас… з-загоню!..

  - Хорошо сочельничаешь… ступай!

  Косой вскидывает плечами и смотрит на меня с Горкиным, будто чему-то удивляется. Потом размашисто крестится и кричит:

  - Мороз веселит-с!.. И разрази меня Бог, ежели каплю завтра!.. Завтра,

Б.. уд-п-койны-с! Публику с гор катать, день гулящий… з-загоню!..

  Отец сердито машет. Косой пожимает плечами и уходит.

  - Пьяница, мошенник(19). Нечего его пускать, срамиться(20) завтра. Ты, Панкратыч (Горкин), попригляди за ним в зоологическом(21)… да куда тебя посылать, купаться полезешь завтра… сам проеду.

  …Впервые везут меня на ердАнь, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых(21), наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу чёрную толпу, против ТАйницкой башни(22). Отец спрашивает, хороша ердАнь наша. Очень хороша. На расчищенном снегу стоит на четырёх столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердАнь. Отец сводит меня на лёд и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлёвской стены, розовато-седой с морозу. Несут иконы, кресты, хоругви(23), и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке всё блестит и ризы(23), и иконы, и золотые кулички архиерЕев(24) – митры(25). Долго выходят из-под кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая чёрная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердАни, только доносит пение да выкрики протодиакона(26). Говорят: «Погружают крест!» Слышу знакомое: «Во Иорда-а-ане… крещающуюся Тебе Господи-и»…- и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов(27) чёрные клубы дыма, и из них молнии..и – ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход(28) уходит назад под стены. Стреляют долго.

  Отец подводит меня к избушке, из которой идёт дымок – это теплушка наша, совсем около ердАни. И я вижу такое странное… бегут голые по соломке! Узнаю Горкина, с простынкой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаевич, огородник,хромой старичок какой-то и ещё незнакомые… Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и жёлтый, как мученик, рёбрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается, и опять… а за ним ещё, с уханьем. Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды, Антон накрывает одеялом и рысью несёт в теплушку, как куколку. «Окрестился» - весело говорит отец. «Трите его суконкой да покрепче!» - кричит он в окошечко теплушки. «Идём на портомОйню(29) скорей. Косой там наш дурака валяет».

  Портомойня недалеко. Это плоты во льду, лёд между ними вырублен, и стоит на плотах теплушка. Говорят Ледовик приехал, разоблачается(30).

Мы входим в дверку, дымит печурка. Отец здоровается с толстым человеком, у которого во рту сигара. За рогожкой раздевается Василь Васильич. Толстый есть самый Ледовик Карлович, немец. Лицо у него не страшное, борода рыжая, как у нашего Косого. Пашка несёт столик со счётами на плоты. Косой кряхтит что-то за рогожей, - может исхитряется?

 

Ледовик спрашивает – «котофф?» Косой говорит: «Го-тов-с», вылезает из-под рогожки и прикрывается. И он толстый, как Ледовик, блестит. Ледовик тычет его в живот и говорит удивлённо, строго: «А-а.. ти та-кой?!» А Василь Васильич ему смеётся: «Такой же, Ледовик Карлович, как и вы-с!» И Ледовик смеётся и говорит: «Лядно, карашо». Тут подходит к отцу высокий, худой мужик  в рваном полушубке и говорит: «Дозвольте потягаться, как я солдат… на Балканах вымерз, это мне за привычку… без места хожу, может чего добуду?» Отец говорит: «Валяй!» Солдат вмиг раздевается, и все трое выходят на плоты. Пашка сидит за столиком, один палец вылез из варежки, лежит на счётах. КонтОрщик(31) немца стоит с часами. Отец кричит: «Раз, два, три…вали!» Прыгают трое враз. Я слышу как Василь Васильевич перекрестился – крикнул: «Господи, благослови!» Пашка начал пощёлкивать на счётах – раз, два, три… На чёрной дымящейся воде плавают головы, смотрят на нас и крякают. Неглубоко, по шейку…  Косой отдувается, кряхтит: «Ф-ух, ха-ра-шо…песочек…» Ледовик тоже говорит: «Ф-о-шень карашо..сфешо». А солдат барахтается, хрипит: «Больно тепла вода, пустите маненько похолодней!». Все смеются, отец подбадривает: «Держись, Василья, не удавай!» А Косой весело: «В пу-пуху сижу!»  Ледовика немцы его подбадривают – лопочут, народ на плоты ломится, будочник(32) прибежал, все ахают, понукают: «Сорок одна, сорок две…» А они крякают и надувают щёки. У Косого волосы уже стеклянные, торчками. Слыштся :ффу-у… у-ффф-у.. «Что, Вася, - спрашивает отец, - вылезай лучше от греха, губы уж прыгают?» - Будь п-койны-с, - хрипит Косой, - жгёт даже, чисто на по…полкЕ па…парюсь…». А глаз выпучен на меня, и страшный. Солдат барахтается, будто полощет там, дрожит синими губами , сипИт(33): «Го…товьте деньги… ффу… немец-то по…синел…» А Пашка выщёлкивает: «Сто пятнадцать, сто шишнадцать…» Кричат: «Немец посинел!» А немец руку высунул и хрипит: «Таскате… тофольно ко…ледно…» Его выхватывают и тащат. Спина у него синяя в полосках.А Пашка себе почокивает(34): «Сто шишддесят одна…» На стапятидесяти вытащили ледовика, а солдат с Косым крякают. Отец уже топает икричит: «Сукин ты кот, говорю тебе, вылезай!» - «Не-эт… до-дорвался… досижу до сорока костяшек…» Выволокли солдата, синего, потащили тереть мочалками. Пашка кричит: «Сто девяносто восемь…».Тут уж выхватили Василь Васильича. А он отпихнулся и крякает: «Не махонький, сам могу…». И полез на карачках(35) в дверку.

 

 

 

 

                                                           Пояснения

 

1. – совлекАется – снимается, сходит; совлекАется тёмное – уходит, исчезает всё плохое, дурное в человеке.

2. – облекАется – одевается, меняет облик; во светлое облекАется – наполняется чистым, хорошим, добрым; сравните глаголы:извлекать, увлекать, завлекать.

3. – просвИрка – небольшой белый круглый хлебец из пшеничной муки.

4. – Великая Пятница – последняя пятница перед Пахой.

5. – «страстная свечка» - свеча, принесённая домой из церкви в Великую Пятницу; считалось, что она обладает чудодейственной силой; копотью от пламени свечи в Великую Пятницу «ставили» на дверях и окнах, тем самым охраняли себя и жилище от проникновения дьявола и от его козней.

6. – деннИк – стойло, место нахождения крупного домашнего скота.

7. – рогОжка – грубая плетёная ткань из мочала.

8. – скорнЯчиха – жена скорняка, мастера по выделке мехов и шкур животных.

9. – сытА – вода, подслащённая мёдом; сытОвая кутьИца – пшеничная каша с сытой.

10. – разговЕться – в данном случае означает: позволить себе то, что на данный момент запрещено.

11. – лАдан, лАданец – ароматичесвая смола, употребляемая для получения ароматного дыма при богослужении; в составе смолы есть пчелиный воск.

12.– ердАнь – иордАнь, прорубь для освящения воды в водоёме и омовЕния.

13. – пихАет – толкает.

14. – пощУсь – соблюдаю пост; от слова «поститься», воздерживаться.

16. – Ледовик Карлович – немецкое имя и отчество, переделанные на русский лад.

17. – «Не хвались идучи на рать…» - русская пословица: «Не хвались, идучи,  на бой, а хвались, идучи с рати»; смысл её: не хвались, не сделав дела.

18. – зАгодя – прежде всего, заранее.

19. – мошенник – плут, жулик, обманщик.

20. – срамИться – позориться.

21. – «едем на беговых» - лошади, предназначенные для езды верхом.

22. – Тайницкая башня – одна из башен кремля.

23. – рИза – одежда священника для богослужения.

24. – архиерЕй – общееназвание для высших чинов духовенства

25. мИтра – головной убор высших чинов духовенства.

26. – протодиАкон (протодьЯкон) – старший дьякон; дьякон – помощник

свящнника.

27. – «прыгают из зубцов» - из-за зубчатых стен кремля.

28. – крЕстный ход – торжественное шествие духовЕнства с крестом и иконами.

29. – портомойня – место на берегу реки, приспособленное для стирки и полоскания белья.

30. – разоблачАться – раздеваться; «облачаться» - одеваться.

31. – контОрщик – мелкий служащий, мелкий чиновник.

32. – бУдочник – низший полицейский чин, городской сторож, живший в будке, маленьком деревянном доме на площади, в людных местах; впоследствии были заменены городовыми.

33. – сипЕть – говорить хриплым, простуженным голосом.

34. – «почокивает» - щёлкает костяшками счетов, издаёт звуки, похожие на «чок».

35. – на карАчках – на четвереньках.

 

 

  Ребята! Вы прочли два рассказа о христианском празднике – Крещении Господнем или Богоявлении. Вы почли и беседы папы с Таней и Серёжей. Попробйте ответить на следующие вопросы:

1. Знали ли крестьянские дети об обычаях, обрядах и праздниках русского

     народа?

2. От кого дети узнавали о праздниках и обычаях?

3. Верили ли в бога мальчики герои рассказов о Крещении?

  Ребята! Я думаю, что вы понимаете смысл слова «обычай». Это общепринятый порядок отношения людей к друг другу, к явлениям природы.

То обычно, что привычно.

  Прочтите пословицы и поговорки и ответьте,

  почему:

  «Безобычному человеку с людьми не жить»?

  почему:

  «В каком народе живёшь, такого обычая держишься»?

  почему:

  «Какова сторона, таков и обычай»?

  почему:

  «Старый обычай молодого твёрже»?

  почему:

  «Обычай - не клетка, скоро не переставишь»?

  и почему:

  «У каждого времени свои обычаи»?

 

                           Литература для детей о крестьянах

                                   и крестьянских детях

 

1. Григорович Д.В. «Антон-горемыка», любое издание.

2. Кольцов А.В. «Стихотворения», серия Школьная библиотека», М.,

   «Детская литература», 1988 г.

3. «Крестьянские дети», сборник, Ленинград, «Детская литература», 1978 г.

4. Мамин-Сибиряк Д. Н. рассказы «В глуши», «Постойко», «Богач и Ерёмка»,

    любое издание.

5. Миронова Т. Л. «Необычайное путешествие в Древнюю Русь», М.,

     «Молодая гвардия», «Роман-газета», 1994 г.

6. Некрасов Н. А. «Крестьянские дети» и другие о детях, любое издание.

7. Никифоров-Волгин В. «Дорожный посох», М., «Т-ОКО», 1991 г.

8. Никитин И. С. «Утро», «Русь», любое издание.

9. Пришвин М. М. «Времена года», разделы»Зима», «Весна», любое

     издание.

10. Семёнов С. «Первый трудный день», рассказ, любое издание.

11. Суриков И. Стихи, любое издание.

12. Толстой Л. Н. рассказы для детей младшего возраста, любое издание.

13. Тургенев И. С. «Бежин лкг», любое издание.

14. Ушинский К. Д. Рассказы для детей, любое издание.

15. Шмелёв И. С. «Лето Господне», любое издание.

 

 

                                                   Литература

                      для любознательных родителей.

 

1. Афанасьев А. Н. «Живая вода и вещее слово», М., «Советская Россия». 1988

2. Белов В. И. «Лад», любое издание.

3. Громыко М. М. «Мир русской деревни», М., «Молодая гвардия», 1991 г.

4. Даль В. И. «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа»,

    гл.XXII, «Приметы», С. Петербург, изд-во «Литера», 1994 г.

5. «Девичество», «Мудрость народная. Жизнь человека в русском

     фольклоре», сборник, М., «Художественная литература», 1994 г.

6. «Как была крещена Русь», сборник, ч. I, М., изд-во политической

     литературы, 1988 г.

7. Константинов С. «Два года в земской школе», в книге «Записки очевидца.

     Дневники. Воспоминания», М., «Современник, 1991 г.

8. Костомаров Н.И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского

    народа в XVI и XVII столетиях», М., изд-во «Республика», 1992 г.

9. Корнилов А.А. «Курс истории России XIX», М., «Высшая школа», 1993 г.

10. Максимов С. В. «Нечистая, неведомая сила», т.I, «Крестная сила», т. II,

       М., «Русский духовный центр», 1993 г.

11. «Народная проза» из серии «Библиотека русского фольклора», раздел

       «Суеверные рассказы», М., «Советская Россия», 1992 г.

12. Сиповский В. Д. «Родная старина», история России в рассказах для

       детей, XVI, XVII в.в., М., «Современник», 1993 г.

13. Успенский Г. И. «Крестьянин и крестьянский труд» в книге «Избранные

      сочинения», М., «Художественная литература», 1990 г.

14. Успенский Л.В. «По закону буквы», М., «Молодая гвардия», 1973 г.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2139 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий