Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 | |
0 |
(На сцене кресло – а может и стул быть: бюджетники ведь. Появляется Семенова с «Библией». Садится в кресло, начинает читать и ….засыпает. Свет меняется. Возникает «райский сад». И тут же, в стиле адажио из «Лебединого озера» вплывают: Николай Иванович, Эльвира Андреевна и Елена Александровна. Вплывают и замирают. Перед ними, перед каждым плюхаются тяжелые рюкзаки школьников. Плюс еще один, четвертый – для отсутствующей Марьи Ивановны.
Семенова «просыпается», потягивается, встает. Проходит перед «строем» учителей.)
Семенова: (перед строем учителей) Слетелись, голубушки! (остановила взгляд на Николае Ивановиче) И голубчик…
Николай Иванович: А в чем дело, Семенова?
Семенова: У меня, Николай Николаевич, если вы помните, есть имя.
Николай Иванович: Как же, помню… (вспоминает) Лена…
Семенова: Таня я, Таня! Семенова Татьяна!
Елена Александровна: Так что случилось, Танечка?
Семенова: Татьяна Юрьевна! У нас разговор – официальный, а не за чашкой чая.
Эльвира Андреевна: (заволновалась) Мы тебя… вас… слушаем, Таня…Юрьевна.
Семенова: Возьмите рюкзачки. Вот, так. Держите. А теперь о том, что случилось: терпение лопнуло у меня. Елена Александровна! У вас в семье все в порядке?
Елена Александровна: Да, …а…
Семенова: С мужем не поссорились?
Елена Александровна: Не-ет, ..а…
Семенова: А почему же вы мне за французский поставили двойку?
Елена Александровна: Танечка! Но нельзя же переводить «каш нэ», как…
Семенова: Татьяна Юрьевна я.
Елена Александровна: Да, да.. «Каш нэ» означает «прятать нос», т.е. шарф, а далеко не «суп», как вы перевели, мотивируя тем, что суп есть «не каша».
Семенова: Не важно. Важно, чтобы этот шарф был. И грел. Детскую душу. Эльвира Андреевна! А ваша семейная жизнь не дала трещину?
Эльвира Андреевна: Нет, а что?
Семенова: А что же вы строите глазки Николаю Николаевичу?
Эльвира Андреевна: Я?!
Николай Иванович: Мне?!
Семенова: А мне с Четыркиным и взглядом не позволяете обменяться: считаете неприличным.
Эльвира Андреевна: Так была же контрольная. И вы обменивались не только взглядами.
Семенова: Не важно. Важно, что вы мне тройку влепили. Нехорошо. Приличнее нужно себя вести. Я понимаю: все вы съели по яблочку…
Николай Иванович: Семенова!
Семенова: Татьяна Юрьевна!
(Входит Четыркин)
А вот и Четыркин!
Четыркин: Привет! (садится на единственный стул) Продолжайте.
Семенова: Николай Николаевич! Вы не могли бы ответить на такой простой вопрос: сколько проливов на земле?
Николай Иванович: Не знаю… много… Да это неважно, главное…
Семенова: Вот именно! Не важно. И хотя вы у нас учитель географии,..
Четыркин: …а не знаете. А нас – топите! То приливы, то отливы, то заливы, то проливы… Не знаешь, куда плыть!
(Вбегает Марья Ивановна)
Марья Ивановна: Извините! Разрешите?
Семенова: Проходите.
Марья Ивановна: Здравствуйте!
Семенова: А что сегодня у вас Марья Ивановна? Внук заболел? Не с кем оставить? Ключа не было? Что?!
Марья Ивановна: Сантехник приходил…
Семенова: У вас всегда найдется причина, чтобы опоздать.
Марья Ивановна: Да не виноватая я! Труба лопнула! Терпение лопнуло! Сил моих больше нет!
Четыркин: Нет сил – идите на пенсию и ждите сантехника. Нечего детишек мучить! То тычинки, то пестики, то сантехник, а то – змеи! Эти змеи мне уже по ночам снятся!
Семенова: Ну, что, голубушки? Бюджетницы и бюджетники? Тяжело? Прониклись? Поняли как трудно быть учеником? Мы, конечно, понимаем: возраст у вас такой.
(Учителя кивают)
Свободны!
(Учителя уходят)
Четыркин: (восхищенно) Ну, ты, Семенова, даешь!
Семенова: (сжимает кулачок) Вот, где вас всех держать надо! А ты, Четыркин, чтобы без родителей в школе не появлялся! Свободен!
Четыркин: Ну, ты, Семенова, даешь!
(Уходит)
(Семенова садится в кресло, «засыпает». Актеры переносят ее вместе с креслом в глубину сцены. Ставят лавку (качели), кладут «Библию», уходят. Появляются 1я и 2я девочки с ангельскими крылышками, садятся на лавку (качели)).
(Лето. Умиротворяющее тепло. Жужжат пчелы, летают бабочки, птицы поют. Обе девочки сидят на качелях, чуть раскачиваясь. Едят ягоды. 1я девочка держит в руках «Библию». 2я девочка смотрит в небо. На «Библию» садится божья коровка)
1я девочка: Ой! Божья коровка!
(Обе девочки рассматривают ее)
2я девочка: Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки…
(Коровка улетает, девочки провожают ее взглядом)
1я девочка: Улетела…
2я девочка: (внимательно смотрит на 1 девочку) Какие у тебя глаза синие! Как…как небо!
1я девочка: А у тебя волосы красивые, как у ангела…
2я девочка: (смущается) Когда вернутся твой папа?
1я девочка: Уже скоро.
(Пауза. Раскачиваются, едят ягоды)
2я девочка: Давай поиграем.
1я девочка: Я читаю.
2я девочка: Тогда читай вслух.
1я девочка: (поедая ягоды) «Так же любое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а прогнившее дерево приносит гнилые плоды…» (выплевывает порченную ягоду) Гадость какая (2й девочке) Сорви, пожалуйста, яблочка.
2я девочка: Твой же отец говорил нельзя: не созрели!
1я девочка: Ну, сорви, я тебя прошу!
2я девочка: Нельзя, ведь.
1я девочка: Ну, мне очень хочется!
2я девочка: Сама и рви.
(1 девочка уходит, приносит яблоко)
1я девочка: (2ой) Хочешь?
2я девочка: (пугается) Нет!
1я девочка: (надкусывает) Яблоко, как яблоко. Кусай!
2я девочка: Нет-нет! Твой отец говорил…
1я девочка: (перебивает) Да ладно! Сорвала ведь уже. Да он и не узнает. Кусай!
2я девочка: Нет!
1я девочка: Какая ты глупая. (внимательно посмотрела на подругу) И некрасивая. (2 девочка начинает плакать) Классные яблочки! Я будто другими глазами на белый свет смотрю. Насквозь все вижу: сквозь заборы и листву. Вон сосед-ворюга у своего соседа шланг поливной украл; вон там новый русский с девкой приехал.. А вот… Что это там? А-а, пацаны за нами подглядывают. Интересно! Сорву еще яблоко. (Уходит)
2я девочка: (оставшись одна, откусывает от яблока подруги, быстро жует, хватает «Библию», читает) «Не может ни хорошее дерево приносить гнилые плоды, ни прогнившее дерево приносить хорошие плоды».
1я девочка: (возвращаясь с яблоком) Читай, читай! Умнее станешь!
2я девочка: (резко) Умнее кого? Тебя?
1я девочка: Себя (посмотрела в сторону забора) Эй, вы! Шантрапа! (2ой девочке) Стоят вдвоем и лыбятся.
2я девочка: Их трое.
1я девочка: Двое.
2я девочка: Глаза разуй!
1я девочка: Действительно. (Внимательно, долго смотрит на 2 девочку) Интересно! А-а! Поняла: яблочки подействовали (протягивает подруге второе яблоко) На, ешь! (2 девочка берет яблоко, ест) Это все от яблок. Отец называет их райскими.
2я девочка: (читает) «И увидела Ева, что дерево хорошо для пищи…и что дает знание: и взяла плодов его и ела; и дала так же мужу своему, и он ел..»
(Обе смеются, просто заливаются смехом)
1я девочка: (мальчишкам) Эй, ты, который лохматый! У тебя дырка на штанах!
2я девочка: А ты, Белобрысый, рот закрой и сопли вытри!
1я девочка: (бросает огрызок яблока) Ловите яблочки! Райские!
2я девочка: (тоже бросает) Заморские! Самурайские!
(Начинается бой с отступлениями и наступлениями. Все бросаются чем ни попадя. Ангельские облики девочек превращаются в свои антиподы. В разгар боя появляется Отец. Это – учитель географии Николай Николаевич. Он в нимбе и балахоне бога Саваофа.)
Отец: Кто начал. («противники» одновременно показывают пальцами друг на друга) Та-ак, ясно. (Поднимает с земли «Библию», читает) «…и изгнал Господь Адама из рая». (мальчикам) Идите!
(Мальчики направляются к забору)
Не через забор: через ворота… рая.
(Мальчики уходят)
Отец: (заглянул в «Библию») «И сказал Господь: «В поте лица твоего Будешь есть хлеб… Идите и учитесь… на «отлично». (Захлопывает «Библию») Идите. Девочки - Евочки. (вслед уходящим девочкам) И посчитайте: сколько проливов на земле! (Уходит)
(Появляются актеры. Они подходят к «спящей» в глубине сцены Семеновой, снимают с нее ангельские крылья и уносят их и «спящую» Семенову за кулисы. В это же время девушки – актрисы наводят порядок в «райском саду». Выходит Сундуков со своим рулоном вычислений, располагается на полу, продолжает заниматься расчетами. Сцена пустеет. Остается только Сундуков. К нему подходит Тютькин: мнется, покашливает. Сундуков не обращает на него внимания. Тютькин с магнитофоном и озабоченным лицом. Выждав некоторое время, выключает магнитофон, садится около лежащего Сундукова).
Тютькин: (вздыхает) Завидую тебе, Сундук: ты – умный, гениальный… А я…
Сундуков: Угу.
Тютькин: Хочешь буду защищать тебя… Ну, там от всех и вообще…
(Сундуков молчит)
Тебя защищать, а не Пилюшкину… Без бартера!
Сундуков: (не вникая) Угу.
Тютькин: Вот хочешь, я для тебя что-нибудь сделаю? Хочешь? Забор свалю? Или позвоню в школу, скажу, что заминировано?
(Сундуков молчит)
А пить хочешь? Я тебе «Фанту» принесу. Или «Спрайт».
Сундуков: (не вникая) Угу.
(Тютькин убегает и быстро возвращается с водой. Ставит около Сундукова).
Тютькин: Пей! От пуза! Сколько хочешь: я еще принесу.
(Сундуков молчит, продолжает свои вычисления)
Тютькин: Не хочешь… А хочешь? Шоколад ведь полезен? Во! Я шоколаду тебе принесу (Убегает и возвращается с шоколадом, кладет его рядом с водой)
На! Ешь!
(Сундуков молчит)
Молчишь? Думаешь? Я тоже люблю думать, только у меня не получается.
Сундуков: Угу.
Тютькин: А-а! Вот дурак! Витаминчиков тебе надо!
(Убегает, возвращается с яблоками и рыбой)
Вот! Витамины! И фосфор: для ума!
Сундуков: (машинально) Спасибо. (Но ничего не трогает)
Тютькин: О! Я тебя сейчас развлекать буду!
(Включает магнитофон, корчит рожи, кривляется, «рэпает», «поет»)
«Как у Бога Саваофа
Родилася Евочка:
Недотрога эта кроха,
Недотрога – девочка».
(Сундуков затыкает ватой уши. Тютькин выключает магнитофон.)
Тютькин: Извини…(задумчиво) Да-а… (садится) А че ты на твердом лежишь? Щас! (Убегает, приносит надувной матрац. Пробует переложить – перекатить Сундукова на матрац).
Сундуков: (взвивается, взрывается) Отстань! Что ты прицепился как репей! Сам ешь витамины! Тебе тоже полезно! Рыбу ешь – умнее станешь! Матрайся на валяйсе! Звони забору! Вали школу! Только мне не мешай! У меня – дело! Уйди!
(Собрав свой рулон расчетов, уходит сам).
Тютькин: (один, растеряно) Я же не думал… Я же говорил…
(Включает магнитофон, собирает подарки, уходит).
(Ученики того же класса. Так же на первом плане Сундуков со своими вычислениями. Шум, гвалт, но это не перемена. Говорят все одновременно, не слушая друг друга; каждый говорит всем, не ожидая ответа. Только одна Иванова не принимает участие в состязании по утверждению себя: смотрит, наблюдает, улыбается).
Семенова: (у учительского стола) Ти-хо! (ее не слушают) Вни-ма-ние! (все галдят, Семенова выходит за дверь и снова появляется) Директор идет! (все замолкают, смотрят на дверь) Как и договорились: говорим только правду. (класс повернул головы в сторону Семеновой, потом снова на дверь). Я пошутила: директора нет.
Петрова: А как же – правда?
Семенова: Шутка – она и есть шутка. Шутка ведь не ложь.
Петрова: Шутка – это ложь с улыбкой.
Четыркин: Ну ты, Семенова, даешь!
Семенова: Иначе вас не успокоить!
Булкина: Чтобы добиться цели, можно и соврать?
Семенова: Да отцепитесь вы от меня! Нашли крайнюю! Орут, как фанаты на концерте, а я виновата.
Тютькин: Да ладно, Семенова, продолжай.
Семенова: Это вы продолжайте! «Семенова – лгунья! Чтобы добиться своего она может…» Продолжайте, вы уже начали. (Уходит)
Булкина: (занимает ее место) Можно и продолжить. Семенова – имитатор и эгоист.
(Наступает непривычная тишина. Абсолютная. Участники дискуссии не могут вобрать в себя такие сложные понятия)
Тютькин: Чево? Попроще можно?
Булкина: Объясняю для простых. Семенова изображает бурную деятельность и доброжелательность, т.е. имитирует их. Будто бы старается для людей. А на самом деле – все для себя. Эгоистка.
Четыркин: Ну ты, Булкина, даешь!
Булкина: А ты, Тютькин – лентяй! Четыркин …
Тютькин: Я!
Булкина: …ловелас, повеса и примитив.
Четыркин: Чево, чево?
Булкина: Петрова – завистница, Пилюшкина – грязнуля…
(Поднимается гвалт. Булкиной не слышно. Ученики кричат и поднимают лозунги: «Долой отличников!», «Федя Тютькин – клевый парень!», «Булкина –жадина!», «Не хочу!», «Да!», «Нет!», «Не буду!», «Хочу!» Иванова же не реагирует так бурно).
Тютькин: (поднимается и поднимает руку – все замолкают).
Булкина: Давай, давай Тютькин! Революцию делают обиженные (садится).
Тютькин: (махнув рукой, тоже садится)
(Все молчат. Поднимается Иванова)
Иванова: Ребята! У нас ведь урок правды? Так ведь?
(Все кивают головами, вяло соглашаются)
Кульков: Нам такая правда не нужна!
(Снова поднимается гвалт и лозунги: «Да!», «Нет!», «Правильно!», «Неправильно!», «Долой!», «Да!», «Нет!»).
Тютькин: (встает, поднимает руку: все замолкают. Тютькин, наведя порядок, садится. Все смеются).
Иванова: Ребята! Вы все – хорошие!
(Легкий шум: «Да?!», «Нет!»)
Петрова: Все?
Иванова: Все.
Петрова: И Пилюшкина, и Сидорова, и Сундуков?
Иванова: Все!
Петрова: Такого не бывает!
Иванова: Разве не Лена Пилюшкина подарила тебе хомячка на день рождения? Ты болела и все забыли о тебе. А Лена пришла с подарком.
Разве не Игорь Сундуков – главный компьютерщик в классе? Да и в школе. Не мы ли обращаемся к нему по всем техническим вопросам? И он не отказывает.
(Голоса: «Точно!», «Это – правда!»).
Петрова: Коля Кульков – победитель рекламной олимпиады!
Кульков: Петрова – пишет стихи и музыку!
Пилюшкина: А Федя Тютькин – отважный и смелый!
Четыркин: А Семенова всегда поможет!
Тютькин: (поднимается, все замолчали) Даст списать… И вообще…
Булкина: А как же – правда!
Кульков: Это – тоже правда!
Иванова: Правда не должна быть злой. У хорошего человека – и правда – добрая. Давайте говорить о хорошем.
(Начинается гвалт: «Правильно! Давайте! Катя Семенова – продолжай!» Поднимаются лозунги: «Да!», «Иванову – в думу!» Все улыбаются, смеются.
Звучит музыка. Тютькин и Сундуков поднимают и разворачивают рулон «трудов» Сундукова. На плакате результат исканий: формула – «х + у = рай»).
Занавес
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |