16 сентября. Василиса, Домна.
Женщины отбирали по дому старые вещи — устраивали ревизию. Старые, ненужные вещи тоже приносили пользу в хозяйстве. В Вятской, Тульской областях во дворах и в воротах вывешивали изношенные лапти — иногда до 100 штук. Идет лихой человек, увидит лапти и удивится. И «забудет» сглазить. Лапоть отводил сглаз.
17 сентября. Богородица Неопалимая Купина. Луков-день.
Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня. Не только об отведении пожара просят Неопалимую Купину, но и от антонова огня, от огневика-летучего (сыпи), от огневицы.
Начинали выкапывать лук и чеснок.
19 сентября. Михаил.
Часто в этот день были утренники (заморозки) «На Михайлу нельзя работать — бог накажет».
20 сентября. Созонт.
Начинается и продолжается повсеместная уборка лука. Хозяева зорко следят за тем, чтобы никакой злонамеренный человек не взял луковицу с гряды. Существовало поверье; если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран с огорода, то он весь посохнет.
Шли торги луком по-крупному, корзинами.
21 сентября. Рождество Богородицы.
Оспожинки. Осенины. Православная церковь в этот день вспоминает о рождении у Иоакима и Анны долгожданного ребенка—дочери Марии. Новорожденная явилась той богоизбранной Девой, которая, согласно пророчеству Исайи, без семени от Святого Духа зачала и родила Иисуса Христа — спасителя рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия первородного греха и вечной смерти.
Для простого же народа Рождество Пресвятой Богородицы — вторая встреча осени. Первая встреча осени была на Яблочный Спас 19 августа, (По другим источникам, первая встреча осени — в первый день бабьего лета, на Семёна-летопроводца, 14 сентября, что тоже логично).
Учитывая то, что первую или вторую встречу осени никто указом не определял, народ сам расставил эти сроки, а сроки эти определялись завершением тех или иных крестьянских земледельческих работ. Первой встречей осени мог быть и день Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа. К этому дню старались закончить жатву озимых, И потому день 28 августа праздновали как день урожая, И день назывался: дожинки, оспожинки.
К 21 сентября убирались все яровые, посеянные весной. И снова праздник урожая: оспожинки.
Как бы там ни было, но народом определены три встречи осени; 19 августа (или 14 сентября), 21 сентября и 24 сентября. И, разумеется, в эти Дни происходили важные для крестьян события.
День Рождества Богородицы находился близко, рядом с днем осеннего равноденствия (день равен ночи). А потому, как и в день весеннего равноденствия, происходили обрядовые действия с огнем. В избах гасили «старый» огонь и возжигали новый. Что значит «новый»? Значит, добытый трением дерева о дерево, как весной и в купальскую ночь. Этот «новый» огонь давал жизнь огню в печи (очаге), от него зажигали свечи, лампады, лампы и лучины.
Но главным событием в этот день был все-таки праздник урожая. Широкий, разгульный, иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. И готовились к нему заранее: варили пиво, кололи овцу, покупали говядину, готовили студни, кулебяки, пироги. За день-два до этого дети бегали по селу, приглашая родственников на пир. Особым почетом пользовались приглашенные свекр и свекровь Родители молодой (тесть и теща) приглашали их обязательно, даже если были стеснены в средствах. Все это делалось для установления и закрепления мирных отношений между сватами — родителями молодых и для облегчения жизни своей дочери в чужой семье (семье мужа, у свекра и свекрови).
Я поздравляю именинников недели.
15 сентября. Антон, Иван, Руфина, Федот (Богдан).
16 сентября. Василиса, Иван.
17 сентября. Афанасий.
18 сентября. Авдей, Глеб, Давыд, Елизавета, Захар, Раиса.
19 сентября. Архип, Евдокия, Кирилл, Макар, Михаил, Федор.
20 сентября. Иван, Макар.
21 сентября. Филипп.
С днем ангела вас! Щедрости и изобилия вам!