Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

Крестьянские дети: День пятнадцатый

8 сентября 2014 - Мишутин А.А.

Первый день Старого нового года был пасмурным. С утра шёл снег, и дети долго играли на улице и вернулись домой только к обеду. За столом они старались вести себя как положено: не болтали ногами, не разговаривали, не запивали непрожёванное и даже старались не ронять хлебных крошек. Пообедав, дети поблагодарили маму и чинно вышли из-за стола.

  - Ну, что, друзья, - спросил папа, - делаем уроки или..?

  - Или, - сказал Серёжа, - уроки ещё успеем.

  Только Таня вышла из кухни, как Серёжа шепнул отцу:

  - Пойдём, что-то покажу, - и повёл отца в детскую.

  Тани там не было, и Серёжа кивнул в сторону Таниной кровати:

  - Посмотри под кровать.

  Папа посмотрел: под кроватью Тани стоял сложенный из спичек колодец. Папа прижал палец к губам, махнул рукой и они вышли из детской.

  Таня была в «гостиной», смотрела книгу с картинками. Все уселись на диван.

  - Гости вчера поздно ушли, а я сегодня забыл поинтересоваться: как вам спалось?

  - Нормально, - сказал Серёжа и улыбнулся.

  - А тебе, Таня?

  - Тоже, - не отрываясь от книги, ответила Таня.

  - Что снилось? – снова спросил папа.

  Таня подняла глаза от книги, посмотрела на Серёжу и, бросив книгу, ринулась в детскую. Папа с Серёжей рассмеялись. Спустя мгновение, Таня вернулась в комнату, пряча глаза.

  - Что случилось, Таня? – папа положил руку на плечо Тани.

  Таня промолчала.

  - Ты не ответила на мой вопрос.

  Таня внимательно посмотрела на папу, затем на Серёжу. Серёжа улыбался. И Таня бросилась на него с кулачками, а затем прижалась к отцу.

  - Татьяна, милая Татьяна, что с вами? – обнял её папа.

  Не открывая лица, Таня сказала:

  - Я сложила колодец из спичек на ночь, а Серёжка подглядывал.

  - Ну и что? – гладил её по голове папа.

  - А ничего… А приснился мне ты, - и Таня ещё крепче прижалась к отцу.

  - Не переживай. Я же понимаю, как хочется погадать. И если бы были мужские гадания, то Серёжа наверняка сложил бы тоже какой-нибудь колодец.

  Папа подмигнул Серёже, а Серёжа – ему. Таня оторвалась от папы, улыбнулась, села на диван и показала язык Серёже.

  - Таня! – укоризненно произнёс папа. - Что же ты? А что касается гаданий, то надо сказать вам, мои хорошие, что крестьяне в прошлые века были людьми суеверными: то есть верили в существование чертей, леших, домовых, верили в существование нечистой силы. И, естественно, верили в бога: кто бы их защитил от нечистой силы? Только бог. Верили в бога взрослые и, конечно, дети. Видели, наверно, как молятся и крестятся?

  - Да! Видели!

  И Таня попробовала показать, как крестятся.

  - Примерно так, - сказал папа. Люди полагали, что если они крестятся, то тем самым защищают себя от воздействия злых чар, от нечистой силы. Кстати, святые вечера, святки, в народе ещё называли «страшными вечерами». Полагали так: день стал прибавляться, лето побеждает зиму. Родился Иисус Христос и потому злые духи, нечистая сила делает людям всякие гадости.

  - Расскажи какую-нибудь страшную историю, - попросила отца Таня.

  - Я лучше прочитаю. Помните стихи Ивана Сурикова «В ночнОм»? Дети у костра рассказывают друг другу страшные истории и небылицы. Если вы заинтересуетесь и прочтёте рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг», то вы узнаете несколько таких историй из уст мальчиков. А сейчас я поищу то, что буду читать вам.

  Папа взял с книжной полки красивую, красно-золотую книгу «Библиотека русского фольклора», листал, листал и, наконец, сказал:

  - Есть! Нашёл!

  Он сел на диван.

  - Первая история называется «Чёрт». «Пошла одна девка ворожить на святках». – Ворожить – то же самое, что гадать. – «Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить, и в эту избу пришёл ранее её, залез на печку, лежит. И вот девка пришла, сидит. Вдруг западнЯ поднимается…», - Западня – это люк в подполе. – «Вдруг западнЯ поднимается, из неё появляется чёрт (а она не видит) и спрашивает её:

  - Девка, что на свете три косы?

  Девка испугалась, молчит, не шевелится, Апарень не растерялся, с печки говорит:

  - У речки коса, у девки коса да литовка коса».  – У речки коса – это длинная узкая полоска берега, которая вдаётся далеко в реку. А «литовка коса» - это коса обыкновенная, которой косят траву. – «Тот (чёрт) снова спрашивает:

  - А что на свете три дуги?

  Парень опять же:

  - В печке дуга, в упряжи дуга и радуга-дуга.

  - А что на свете три матери?

 

  - Мать-родительница, мать-сыра земля да мать Пресвятая Богородица. Только сказал: «Мать Пресвятая Богородица» - то сразу чёрт исчез, западнЯ захлопнулась. Девка ни жива, ни мертва.

  А если бы не парень, то он, чёрт-то, девку задавил бы. Она же испугалась. Не может ничего сказать».  Дети молчали. Потом Серёжа спросил:

  - Пап, а что это: «в печке дуга»?

  - Я думаю, что это – арка, дуга над входом в печку, куда закладывают дрова.

  - А - «упряжи дуга»? – спросила Таня.

  - Дуга в телеге над лошадью. Ты видела её и на картинке и в деревне.

  - Понятно, понятно! Мне было непонятно слово «Упряжь».

  - А Упряжь – это все приспособления для управления лошадью, это – упряжка. Иногда говорят: «Мы в одной упряжке».Это значит: мы делаем одно дело.

  - Хорошо, что сейчас день, а то было бы страшно, - сказала Таня. – Ты ещё обещал прочитать.

  - Обещал и прочту. Вот. Называется «Злая женщина и добрый дух».

  Папа просмотрел взглядом текст и сказал:

  - Чтобы мне читать и не прерываться, я сразу объясню вам непонятные слова и выражения. А если будет ещё что-то непонятное, спросите у меня после прочтения. «Христов день» или «Христово воскресенье» - это день, когда Христос воскрес из мёртвых, после распятия на кресте. История о воскрешении – это библейская легенда, описанная в священной книге христиан «Библии». «ЗаУтреня» - утренняя церковная служба. «ГовЕть» - не есть продуктов животного происхождения: мяса, жиров, сала. «РазговЕться» - прекратить говЕть, закончить говЕние. Слушайте.

  «Жила мать с сыном. В Христов день сын пошёл к заУтрене и приводит с собой в дом разговеться старичка грязного и в лохмотьях; посадил его за стол, напоил и накормил, а потом одел в чистое платье. Когда он привёл старичка, то мать сильно разгневалась и закричала: «Ах, ты непутёвый, самим есть нечего, а приводишь всяких… вшивиков». Но сын молча оказывал радушие старичку, а тот тоже молча ел и одевался. Отдохнув немного, старик собрался уходить и сказал спасибо за хлеб да соль. Парень спросил: «Ты, дедушко, уходишь, так возьми меня с собой». Старик сказал: «Да, мне нужно уходить, но через три дня я приду за тобой и стукну в окно, ты тогда и выходи».

  В назначенный срок раздался стук под окном, парень вышел к старику, и отправились вместе. Шли они долго и дошли до… самого синего моря, и видят, что стоит баба и переливает воду из моря в корыто. Парень спрашивает: «Дедушко, для чего это она делает?». Старик отвечает: «Она при жизни своей разбавляла водой молоко». Идут дальше и видят, стоят два высоких железных столба, а между ними ребёнок стукается головой то об один столб, то о другой. Парень спрашивает: «Дедушко, а это что означает?» - Этот ребёнок страдает за грехи родителей, ибо на земле слушался их: отец скажет: покажи мамке фигу – он покажет, а мать научит, покажи отцу кулак – он исполнит». Опять шли, долго шли и видят, стоит железный столб, а из него идёт густой дым. Парень спрашивает опять: «Дедушко, что это такое?» Старик отвечает: «Это горят в столбе курильщики, что на земле табак употребляли».

  И так ходили они целый год, вплоть до светлого Христова Воскресения на земле, и остановились в одном доме. Старик пошёл к заУтрене, а парню не велел идти и приказал посмотреть в два окна, а в третье не глядеть. По уходе старика парень посмотрел в первое окно, видит восход солнца и красивый сад. Поглядел в другое окно, видит множество птиц, и поют они чудесными голосами. Не утерпел и взглянул в третье окно и видит свою мать на огненном колесе, а вокруг неё черти скачут и радуются. От этого видения он заплакал.

  Приходит от заутрени старичок и спрашивает: «Ты отчего плакал?» - «Да так, взгрустнулось». – «Неправда, ты, наверное, посмотрел в третье окно?» - «Да, посмотрел», - отвечает парень. «Ну, так ступай, ещё посмотри и скажи: чтобы сквозь землю провалилось». Парень подошёл к окну и сказал эти слова, и на его глазах мать с колесом и чертями куда-то провалилась, и видение исчезло. Старичок простился с парнем и сказал: «Ступай и делай хоть капельку добра, добрый дух будет всегда с тобой и за тебя».

  Папа закрыл книгу.

  - Страшно?

  - Не очень. А кто этот старичок? – спросила Таня

  - Не знаю. Наверное, ангел, посланник бога в человеческом облике. Это же легенда, притча.

  - Как сказка, - подсказал Серёжа.

  - Любая легенда, притча или сказка чему-нибудь учат. Нельзя обманывать людей, а женщина разбавляла молоко водой и за это поплатилась. Нельзя учить детей дурному, нельзя курить. Вот и наказаны они богом. А вот, скажите мне, почему мать парня оказалась на огненном колесе?

  - Она не накормила старика, - решила Таня.

  - Она злой была, - сказал Серёжа.

  - Верно. А быть злым, недобрым – очень плохо. А на Руси всегда люди были гостеприимными и милосердными.

  Всё. А теперь за уроки.

 

 

1. Ребята! А что вы знаете о новогодних и святочных обычаях и обрядах                                         

     русских людей?

2. Где вы видели эти обычаи и обряды: дома, на улице, в деревне?

3. Принимали ли вы участие в этих обрядах или нет? Почему? 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2152 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий