Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

27 октября -2 ноября

21 октября 2013 - Мишутин А.А.

 Заканчивается октябрь — лис­топад, грязник, свадебник.

 Итоги осени (можно считать, что осень закончилась, но­ябрь на Урале — месяц зимний): гро­ма в октябре не было – значит, зима не будет бесснежной, лист с берёзы упал нечисто к Покрову (14 октября) - не жди суровой зимы, хотя любая зима есть зима - холод; ветер на Покров в течение дня менял направ­ление с южного до северного, что сулит зиму обыкновенную и даже теп­лую; и, наконец, на Покров был снег, значит, должен быть и 8 ноября.

 Кстати, о весне. Вспомним, что октябрь начинался солнечным и теплым. А народная примета гла­сит: «С какого числа в октябре пой­дет година, с такого числа весна откроется в апреле. Значит - бес­поворотно весна наступит с 1 апре­ля. То-то посмеемся. А так как ок­тябрь похож погодой на апрель, то уж в любом случае народная при­мета сулит нам начало апреля звонким, солнечным, теплым.

 

27 октября. Параскева – грязниха, льняница, порошиха. Параскева-пятница.

 Ну, конечно – порошиха: пора припорошить землю снегом. И, разумеется, грязниха: от тающего снега и дождей. Удивляет другое: «Параскева» (Прасковья) в переводе с греческого означает «пятница». Русский народ тщательно прятал от церкви календарь 12 пятниц, который начинался с первой недели после масленицы и заканчивался пятницей перед Крещением Господним. В 19 веке десять недель после пасхи по пятницам на Руси устраивали ярмарки («торговые пятницы»). Параскева имеет свой день недели. Я уже не говорю о том, что «пятницей» в старину назывались перекрёстки дорог: места встреч и прощаний. Удивительная Параскева! Загадочная Пятница!

 В народных верованиях она – «бабья святая»: богиня-пряха, покровительница плодородия и брака, подательница благ, покровительница целебных источников и колодцев (до сих пор известны пятницкие родники»).

 27 октября девушки посылали Параскеве-Пятнице последние мольбы в этом году о женихе: она же покровительница брака.

 Милые девушки! Пусть ваши мольбы будут услышаны.

 

28 октября. Ефимий.

  День в честь преподобного Ефимия нового русский человек связывал с на­ступлением холодов. Всякие козяв­ки, букашки-таракашки спрята­лись, замерли до весны. «Ефимий холодом корни трав и деревьев с зе­млёй смыкает, насекомых укрыва­ет, сон навевает».

 

29 октября. Логгин Сотник.

  По всей вероятности, человек воен­ный, сотник. Но чин стал фамилией в сознании народа: Логгин - сот­ник превратился в Логгина Сотни­ка. Святой мученик стал куратором и целителем глазных болезней. Ле­генда о нем такова. «Сотник Логгин был свидетелем крест-смерти Иису­са Христа. Он уверовал в Спасителя и за это был казнен. Его отрубленную голову принесли Понтию Пила­ту, чтобы удостоверить иудеев в его казни. Через несколько лет одна ос­лепшая женщина из Каппадокии совершила паломничество в Иеру­салим, чая исцеления от слепоты. Во сне ей явился сотник Логгин, от­крыв место погребения своей головы, и повелел откопать её и взять с собою, за что обещал слепой даро­вать исцеление. Женщина собст­венными руками разрыла свалку на окраине Иерусалима и обрела голо­ву сотника и тут же прозрела».

 

30 октября. Осий.

 Как это часто бывает в русском месяцеслове, имя дня ассоциируется с тем или иным делом, указанием на работу. Лука - работы с луком, Зилот - золото, клады, Осий - тележная ось. Свое­образная мнемотехника. На Осия колеса с осью расставались. Втас­кивали телега в сараи до весны.

 Ну, вот и ноябрь - ворота зимы; сентября внук, октября сын, зиме- родной батюшка. Если снег в нояб­ре ляжет на сырую землю и не рас­тает, то весной рано и дружно за­цветут подснежники. Если на мерз­лую землю - можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.

 

1 ноября.

   Вся скотина - в хле­вах и сараях, На Покров её корми­ли «пожинальным» снопом. А на по­толок хлева подвешивали убитую сороку. Дело в том, что среди груп­пы домашней нечисти: домового-доможила, кикиморы, овинника и банника был и домовой -дворо­вой, злой дух, который мучит до­машних животных. Дворовой пута­ет гриву, обрезает и общипывает хвосты, ломает и душит телят. А сплетницу - сороку терпеть не мо­жет, ненавидит. Вот и подвешива­ли стрекотунью под потолок хлева: получай подарок, мучитель!

 

2 ноября. Садок, Артемий.

 Так уж сложилось испокон веков. Одни обычаи поминовения предков остались на Руси, от язычества, другие от православия, третьи возникли из истории народа. Дмитриевская родительская суббота и есть одна из тех, что остались в нашей исторической памяти.

 

Восьмое сентября 1380 года. Куликовская битва. Победа. Смерть 20 тысяч русских воинов (каждый третий) цена победы. Шесть дней хоронили тела убитых. По возвращении в Москву были установлены день поминовения всех усопших и неделя поминовения: родительская, дедова. Особенно на Руси почиталась Дмитриевская суббота, суббота перед днем 8 ноября.

 

 

2 ноября, суббота — Дмитриевская, родительская.

 

Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богродицы, а возвратились воины в Москву к дню Покрова Богородици. В 1395 году Тамерлан уводит свои войска из-под Москвы: в Москву из Владимира была доставлена икона Владимирской Богоматери. Через два века, в 1612 году, икона Казанской Божьей Матери способствует освобождению Москвы от польско-литовских войск. Еще через два века, в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов собственноручно завернув в шинель, выносит из Казанского собора чудотворную икону Казанской Божьей Матери, и вскоре французы терпят поражение.

  Мистика? Совпадение случайностей? Избирательная память рода? Как бы там ни было, любой из этих исторических фактов мог стать и стал основой для праздника. И сколько бы ни было в православных святцах имен, причисленных к лику святых, образ Богородицы остается главным на Руси.

 

  Му­ченика Садока молили об избавле­нии «от напрасной смерти», т.е. вне­запной, нечаянной. А великомучени­ка Артемия - об избавлении от гры­жи. Но простой люд не вспоминает в заговОрах Артемия: «Бабушка Соломония мыла парила раба Божия (имярек), в парной бане, заедала, за­грызала и заговаривала грыжные грыжи у раба Божия (имярек) в ста­новой кости, в пуповой жилы, в ру­ках и ногах, заноготные и чишальные грыжи: Не троньте и не грызите раба Божия (имярек) ни в день, ни в ночь, ни в утреннюю зарю, ни в ве­чернюю, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу. Пойдите, гры­жи, из сеньцей воротами, из бани дверьми.  В чисто поле. В чистом поле есть серкамень: грызите, грыжи, се­рый камень. Во веки веков, аминь».

 

Не ради всех читателей, а во имя именинников будущей недели я заговОр произнес.

27 октября. Николай.

28 октября: Иван.

30 октября: Андрей.

1 ноября: Иван.

2 ноября: Артем.

   Здоровья вам!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2402 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий