Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

23 - 29 декабря

21 ноября 2013 - Мишутин А.А.

«Первый тайм» Россия отрожала. Осенне-зимняя братва расселилась по люлькам и зыбкам, явив себя миру звонкими криками, и мокрыми пелёнками. «Второй тайм» начнётся в январе: это будут «послепасхальные» дети.

И Рождественский пост («филипповки»), и Великий запрещали близость между супругами, а потому дети задумывались родителями в промежутках между постами: от Крещения (19 января) до Прощёного воскресенья (Масленицы) и от Пасхи до интенсивных полевых работ.

23 декабря.

Кричит младенческая Россия — бессонница у неё. Почему? То ли потому, что ночь длинна, а есть хочется и ночью, и зовёт уставшую мать-кормилицу пока ещё неразумное чадо. То ли холодно и страшно ребёнку? То ли ночнИца, щекотиха-будиха коснулась беззащитного дитяти? И до этого дня плакали дети, и после будут плакать. Но почему-то в этот день умученные мамы начинают решительное наступление на бессонницу.

Обязательно творили молитву и перекрещивали ребенка перед сном (сам-то не мог: мал). После захода солнца не качали пустую люльку. С наступлением ночи предосторожности увеличивались: именно ночью, ведь, нечисть и ведёт свою диверсионную работе, как всякий враг. Поэтому воду после купания ребёнка не выливали во двор (дома и стены помогают, а за пределами — все в руках нечистой силы); не оставляли на ночь пелёнки во дворе. Вечером никому, даже самым близким, не давали из дома хлебную лопату и жар из печи. Не позволялось в присутствии ребёнка упоминать зайца или называть ребёнка «зайчиком». Существовало поверье, что заяц либо совсем не спит, либо спит с открытыми глазами.

Чтобы нечисть не проникла в дом, крестили окна и двери… кочергой и оставляли её на ночь под колыбелью. Оберегали ребёнка от бессонницы металлические или колющие предметы: нож, топор, игла, спица, веретено и т. д. Их клали под подушку. С внешней стороны дверей выставляли перевёрнутую прутьями вверх метлу, а на матицу (несущую балку потолка) подвешивали веник. Даже собирали со всех углов дома мусор и подсыпали его в зыбку или клали под подушку. Если уж и это не помогало, то окуривали люльку тмином или укропом, а самого «бессонщика» — свечой, побывавшей в руках умирающего. А на дальних подступах к зыбке — на пороге дома — оставляли освящённую вербу; посыпали постель и порог дома сушеными цветами дрёмы.

Попробуй, пройди такое заграждение, бессонница!

25 декабря. Спиридон-солнцеворот.

Всё. Не будет ночей длиннее. Дело — к лету. Да, да! Наши предки- язычники так и делили год на две половины: с увеличением дня солнце разворачивалось на лето (с декабря), с уменьшением — на зиму (с июня). Сама мысль о лете уже согревает. «После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк».

«Темнота» (ночь), «холод», «голод», «смерть» — для наших предков были понятиями одного порядка. Существовал мифический персонаж: Мара (Мо​рена), связанный со смертью и сопутствующий ей. Сопоставьте: смерть. сомерть (смерд), умереть, сумерки, сумрак, мрак, морока, морок, мороз... А жизнь порождали и оберегали противоположные явления и понятия: свет и тепло. И всё, что связано с ними, что содействует их появлению и длитель​ности, было очень важно. Потому и прожил десяток веков языческий обычай: жечь костры в честь, животворящего солнца в день солнцеворота. Да ещё скатывали с горы колесо и сжигали у проруби:

Колесо, гори, катись,

С весной красною вернись!

И символика эта ещё будет повторяться в году: на Масленицу, на день Ивана Купалы.

В день Спиридона-солнцеворота не работали. Запрещал обычай. Но старались выполнить несколько небольших дел. Кормили кур гречихой из правого рукава — чтобы раньше начали нестись. Именно из правого рукава. Это была овеществлённая, материализованная молитва: правда — на небе: небо — свет и Бог; бог — небо — свет — правда — право — правый.

А другое дело состояло в том, что нарезали вишнёвых веточек, ставили в горшок с водой или с землёй к теплу. Если зацветут на Рождество, то в следующем году будет урожай на садовые плоды.

Пробовали определить погоду на новогодье. Если на Спиридона светло, лучисто - новогодье будет морозным, ясным; если хмуро и на деревьях повиснет иней — теплым и пасмурным. Но надо иметь в виду, что Новый год - по старому стилю, а по новому — 14 января.

26 декабря. Евстрат.

С этого дня наблюдали за погодой в течение 12 суток. Каждый день показывал погоду одного месяца следующего года: 26 декабря — январь, 27-го— февраль, 28-го — март и т.д. до Рождества — 7 января по новому стилю, который укажет на погоду декабря следующего года.

29 декабря. Аггей.

Коли на Аггея сильный мороз, то простоит он до Крещения. Если иней

— святки теплые.

 

Именинники следующей недели:

23 декабря. Ангелина.

24декабря. Даниил, Лука, Никон.

25декабря. Александр, Спиридон.

28 декабря. Аркадий, Арсений, Евгений.

28декабря. Степан, Трифон.

29декабря. Аггей.

С праздником, днём ангела!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2409 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий