Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

18 - 24 августа

14 августа 2013 - Мишутин А.А.

 Август стоит. Спелый, тяжёлый. Густой, медовый запах садов; пронзительный и тонкий аромат скошенного поля: колоса, соломы, земли; подвяленный, усталый лес не шелохнётся.

 Блёкнут звонкие цвета. Тень холодит по-осеннему цепко и зябко.

 Утренние дороги далеко разносят натруженный скрип телег и бодрые голоса страдников.

 Август…

 

 18 августа. Евстигней-житник.

 Каков Евстигней – таков и декабрь.

 Но каким бы ни был этот день, рачительные и суеверные хозяева отправляются ранней зарёй на своё поле, прихватив склянку конопляного масла. Выбрав место в поле и став лицом на восток, говорили: «Мать-сыра земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». После этого выливали часть масла на землю. Затем обращались на запад: «Мать-сыра земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!» И снова лили масло на землю. Разворачивались на юг: «Мать-сыра земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью». И в очередной раз «умасливали» землю. И, наконец, обращались на север: «Мать-сыра земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами,содержи морозы со метелями». И выливали оставшееся масло на землю.

 

 Полагали, что такое «заклинание жнивы» необходимо для оберега полей от нечистой силы и скота от козней нечисти.

 

 После «заклинания жнивы» продолжалась жатва. Жатва – дело серьёзное, а потому жали, косили – убирали хлеб – молча. Песни звучали только по дороге в поле или с поля.

 

 Примерно в это же время развешивали в избе связки луковиц – чтобы воздух очищался. Сырой же лук с хлебом, солью и квасом употребляли для здоровья.

 

 Вечером на пожне (на скошенном хлебном поле), когда закатится солнце – кричали. Просто кричали, чтобы получить эхо. Если эхо слышалось далеко – жди хорошей погоды, а если близко – к дождю. А, значит, и готовиться надо соответственно.

 

 19 августа. Второй Спас, яблочный. Преображение.

 Церковный праздник Преображения Господня связан с библейской легендой. По легенде Иисус Христос продемонстрировал своим ученикам Петру, Иакову и Иоану свою божественную сущность на горе Фавор. Одежды Христа превратились в белые и «воссияли». Ниоткуда рядом появились два пророка, зазвучал небесный голос.

 

 Редко, кто из крестьян знал об этой легенде. Поэтому праздник в народной среде не называли Преображением, а называли «яблочный Спас». С этого времени разрешалось есть все садовые плоды и все огородные овощи, а не только огурцы.

 

 Ни детям, ни взрослым не позволялось «вкушать» яблок до вторго Спаса. Существовала вера в то, что если кто нарушит этот завет, тот отберёт яблоко у умерших детей на том свете. Остальным детям будут давать райские яблоки, а вашего обойдут, накажут за ваши грехи и чревоугодие. Поэтому очень многие взрослые и дети соблюдали этот обычай. Хотя наверняка дети на том свете шастали по чужим садам и до яблочного Спаса.

 

На церковной паперти в этот день ставились столы и крестьяне заполняли их всеми созревшими к этому времени плодами: горох, огурцы репа брюква, рожь ячмень… Ярмарка плодов! Священник благославлял плоды урожая, читал молитву, а прихожане ссыпали ему в особые корзины чать этих плодов – «начатки».

 

 А дома начинается вегетарианское пиршество! И главный «фрукт» - конечно, яблоки. Яблоки с мёдом. Даже если не было своих – покупали, обменивали, получали в дар – благотворительно. Но яблоки были на каждом столе. «На второй Спас и нищий яблочко съест». Прямо со столов на церковной паперти раздавались плоды нищим, убогим, бедным. Больным разносили по домам и избам. И не дай бог, если имеющий сад не поделился яблоками! Его считали человеком, «недостойным общения».

 

 Молодёжь, съедая яблоко, - первый кусочек – загадывали желание.

 

 В некоторых областях России именно в этот день устраивали «горохов день», а не на первого, «медового Спаса. Детвора наедалась гороху до такой степени, что еле переползала с полосы на полосу, с грядки на грядку.

 

 Начинали убирать яблоки. Их тоже надо вовремя снять, как и хлеб. «Вовремя убрать – вовремя продать».

 

 Время второго Спаса считалось самым лучшим для посева озимой ржи. И к этому же времени поспевали ячмень и овёс. А день уже почти на три часа уменьшился. А как этих часов сейчас не хватает!

 

 И выходила молодёжь за околицу, останавливалась на пригорке, с которого было видно уходящее за горизонт солнце, и просили его хороводно: «Солнышко, солнышко, подожди!»

 

 «Провожали» солнышко – встречали осень.

 

 Это была первая встреча осени. Осенины.

 

 20 августа. Марины, Пимены.

 

 Пимены-Марины – не ищи в лесу малины.

 

 Если аисты начинали готовиться к отлёту, то осень ожидали холодной.

 

 21 августа. Мирон-ветрогон.

 

 Для тех, кто на яблочного Спаса не сделал для себя вывод: каким будет январь, Мирон мог помочь. «Каковы Мироны – таков январь.

 

 Если с этого времени появлялись инеи, то они предвещали урожай на следующий год.

 

 23 августа. Лаврентий.

 

 На Лаврентия в полдень крестьяне обращали внимание на колебание воды. Если реки, озёра, болота тихи и спокойны и ветры «не волнуют их воды», то осень ожидалась тихой, а зима без метелей.

 

 24 августа.

 

 День мученика Евпла не примечателен в крестьянском календаре: то­ропились убрать хлеб, сеяли озимые. Но на Рязанщине (дольше и чаще страдавшей от набегов татар) существует предание-легенда об этом дне.

 

 В селениях, расположенных по берегам рек Вожи и Быстрицы, расска­зывают о чуде на «перекольских могилах». Там ночью на Ермачковом бо­лоте слышны свист и песни. А— никого нет и не видно. Из людей. Не мо­жет же это делать белая лошадь, выбегающая из болота на могилы! Зато она плачет, как человек, раскапывая копытами землю могил.

 

Ночью же над могилами появляются огни и перебегают на болото. Ог­ни, непохожие на свечные и лучинные. От этих ночных огней каждую мо­гилу видать и даже то, что на дне болота лежит.

 

 Никто никогда не смог поймать ни белого коня, ни могильного огня, ни того, кто свистит, ни того, кто поет. Конь никому не дается, от свиста и песен люди глохнут, а уж огонь... Кто может поймать огонь?

 

 Старики говорят, что здесь когда-то было побоище. Русских с татара­ми. Долго бились. И когда уже татары стали одолевать русских, откуда ни возьмись—неизвестный богатырь на белом коне со своими сотнями. Одо­лел татар, чуть не всех. А тут подоспел окаянный Батый: убил богатыря, а белого коня загнал в болото.

 

 С тех пор и ищет белый конь своего богатыря, а полегшие сотни поют и свищут: авось откликнется богатырь...

 

 Именинников недели я поздравляю с днём ангела.

18 августа. Нонна.

20 августа. Митрофан.

21 августа. Герман, Григорий, Мирон, Савва.

22 августа. Антон, Матвей.

23 августа. Лаврентий.

24 августа. Василий, Сусанна, Фёдор.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2455 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий