Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

Крестьянские дети: День четырнадцатый

4 сентября 2014 - Мишутин А.А.

Неделя учёбы прошла быстро: короткой оказалась неделя. И Таня с Серёжей, конечно, обрадовались этому. Но главным событием недели стал…

Новый год.  Да, да – новый год, но только по-старому стилю, четырнадцатого января. И называется этот день: старый Новый год. А встреча его, естественно, накануне: тринадцатого. Вечером. Таня с Серёжей узнали о встрече старого Нового года, только придя из школы: мама почему-то была дома.

  - Отпросилась с работы пораньше: гости к нам сегодня придут, надо успеть подготовиться, - объяснила мама.

  - А какой праздник? – спросила Таня.

  - Новый год. Старый новый год.

  - А первого января был молодой новый год?

  - Нет. Был просто Новый год. А сегодня – Старый новый год. По старому стилю. Вам же отец объяснял! Сегодня по-старому стилю какое число?

  Таня подняла глаза к потолку, затем опустила, стала загибать пальцы руки и шевелить губами.

  - Тридцатое декабря, - наконец, сказала она.

  - Не тридцатое, а тридцать первое. В декабре – тридцать один день. А тридцать первого декабря мы встречали новый год. По новому стилю. Понятно?

  - Понятно, - сказала Таня. – Завтра суббота и занятий в школе нет.

  - Понятно, - ответила мама Тане. – Мой руки, будешь мне помогать.

  - А Серёжа?

  - А Серёжа пойдёт погуляет. А мы с тобой будем заниматься женскими делами.

  Серёжа торжествующе взглянул на Таню.

  - Только не долго, - добавила мама. – Я кое-что приготовлю – приходи поесть.

  - Есть! – по-военному сказал Серёжа.

 

 

 

  Вскоре пришёл с работы папа (тоже пораньше) и подготовка к приёму гостей пошла полным ходом. А тут и проголодавшийся Серёжа вернулся с улицы. Вся семья была в сборе.

  Поставили стол, расставили приборы. А между делом шёл разговор.

  - В старину на святки, то есть от Рождества Христова до Крещения его, девушки гадали.

  - А когда Крещение?

  - На двенадцатый день со дня Рождества. По старому стилю – шестого января, а по новому… - папа внимательно посмотрел на ребят.

  - Девятнадцатого, - сообразил Серёжа.

  - А зачем девушки гадали? – спросила Таня.

  - Хотели узнать, когда выйдут замуж? За кого: богатого или бедного? А некоторые девушки пытались и имя жениха узнать.

  - А как? Имя-то как узнать? – заинтересовалась Таня.

  - По-разному. Ждали у ворот прохожего, например. И просили его назвать любое мужское имя. Это имя и считалось именем будущего жениха.

  - А как узнавали:  бедный или богатый? – этот вопрос заинтересовал маму.

  - Я тебе, мама, потом отдельно расскажу, - рассмеялся папа.

  - А мне?

  - А тебе, Таня, рано этим интересоваться. Но об одном способе расскажу. Это был, наверное, самый известный способ. Клали по кругу в избе нитки или ножницы, воду в чашке, зерно, монету – и зажигали свечу. Приносили петуха, иногда курицу, и пускали его в круг. Петух расхаживал в круге и подходил к какому-нибудь предмету. А предмет обозначал того или иного человека: вода – пьяницу, зерно – зажиточного человека, деньги – богатого, ножницы – портного. Иногда пытались увидеть своего будущего мужа, суженного. Из спичек или палочек перед сном складывали под кроватью колодец. Считалось, что суженый может придти во сне к колодцу воды напиться и лицо его можно будет увидеть.

  - А это – правда? – снова заинтересовалась Таня.

  - Я думаю, что нет. Потому что гадания происходят от веры в сверхестественную силу, которую будто бы понять или постигнуть умом невозможно. А раз понять невозможно, то нужно только верить. На этой вере в сверхестественное основаны и многие приметы. А некоторые приметы, мне кажется, взрослые придумали специально.

  - А зачем? - удивился Серёжа.

  - Ради воспитания детей. Помните в «Домострое» что написано: «Воспитывай чадо своё в страхе божьем». То есть в страхе перед богом. Например, говорили детям так: «Кто ногами болтает, тот чёрта качает». А зачем так говорили? А затем, что сколько детям ни говори: не болтай ногами, они продолжают шалить. Чтобы их напугать, придумали эту примету.

  - А что же в ней страшного? – опять удивился Серёжа.

  - Рассуждали так: качаешь чёрта – делаешь ему приятное, а делаешь чёрту приятное - значит, ты против бога. И бог тебя может наказать.

  - Мам, а где салфетки? – спросила Таня и, повернувшись к маме, опрокинула солонку с солью.

 Солонка стала падать со стола, Серёжа хотел её подхватить и снёс со стола на диван тарелку. На мгновение все замерли. Первым опомнился Серёжа:

  - Руки - крюки! Что  соль рассыпала? – отругал он Таню.

  - А ты? – заступилась за Таню мама. – Тарелку чуть не разбил!

  - Тихо, тихо! – остановил ссору папа. – Успокойтесь.

  - Ладно, - сказала мама, внимательно рассматривая упавшую тарелку. – Что там есть из примет про тарелку?

  - Ничего. Впрочем: посуда бьётся – на счастье, а у нас, к счастью, она не разбилась.

  - Ничего не понятно, - насупился Серёжа. - К счастью, к несчастью…

  - Чтоб люди не расстраивались, им говорили: посуда бьётся к счастью.

  Мама подала салфетки Тане:

  - Держи. Аккуратней! – И добавила: - А про соль и я знаю. Соль рассыплешь – поссоришься. Вот мы и поссорились. Сбылась примета.

  - Не совсем так, но похоже. Соль на крестьянском столе всегда была дорогим продуктом. Иногда даже дороже золота. В России были даже восстания, бунты из-за соли.

  - Из-за соли? – очень удивилась Таня. – Из-за простой соли?

  - Да, именно так. Поэтому были придуманы приметы о соли: не рассыпай соль – поссоришься; не макай хлеб в солонку – поссоришься.

  - Но почему? - не понимал Серёжа.

  - Потому что просыпанную соль всю не соберёшь, её станет меньше; потому что часть соли, в которой есть крошки хлеба, придётся выбросить. А соль, повторяю, была дорогим продуктом.

  - Я не об этом, - не унимался Серёжа. – Почему люди ссорились? Почему так говорили: поссоришься?

  - Серёж, послушай меня, успокойся!  Тебе нравится ссориться? Нет. И мне не нравится.

  Папа сел на диван и посмотрел Серёже в глаза:

  - Ссориться  - не нравится всем. Детей пугали ссорой со старшими. Дети могли потерять расположение к себе, хорошее отношение мамы, папы, других членов семьи. А они, дети, дорожили этим хорошим отношением к себе. Понятно?

 

  - Понятно, - буркнул Серёжа.

  - Ну, вот и ладно.

  - Всё. Мы почти готовы. – Мама тряхнула вымытыми руками. – Осталось нам переодеться – и всё. Снимай фартук, отец.

  - Ты иди, я сейчас, - сказал папа.

  Мама ушла.

  - Я, кажется, понял, Серёжа. Для взрослых было важно, чтобы дети боялись дурных, плохих последствий своих поступков: бог накажет, голод будет, смерть близких, ссора, болезнь, ну и ещё много того, чего нужно было опасаться. Чтобы боялись делать плохо. И совсем не обязательно, чтобы страх был БОЖИЙ. Тебе это было непонятно?

  - Да.

  - Теперь понятно?

  - Да.

  - А если понятно, то подумайте с Таней над правильными ответами, пока я переодеваюсь. А вопросы такие: почему нельзя ронять или недоедать хлеб – ни одной крошки. И второй: почему состриженные или вычесанные волосы нельзя было бросать, где попало? Что говорили взрослые детям? Чем пугали?

  Папа вышел.

  - Почему, почему, - пробормотала Таня. - Потому… А! Правильно, Серёжка! Хлеб – это жизнь! Смерть будет!

  -  Голод, - поправил Таню Серёжа.

  - Я и говорю: смерть! – ликовала Таня.

  - Значит, если будешь бросать хлеб…

  - Ронять!

  - Я и говорю: бросать…

  - «Ронять», папа сказал.

  - Мы опять ссоримся. Вот уж эта соль! Не мешай. Будешь…ронять хлеб или недоедать, то кто-то умрёт от голода.

  - Это не страшно: «кто-то». Мама или папа – страшно!

  Серёжа на секунду замер, потом внимательно посмотрел на Таню:

  - Ты чё, Танька, сдурела или чё?

  - Так чтоб страшно…

  - Нет, пусть кто-то.  Давай про волосы думать.

  - Не хочу, - как-то вяло ответила Таня. – Сам думай.

  - Тебя мама стрижёт – ты и думай!

  - Тебя – тоже, - так же вяло возразила Таня.

  - Ладно, думаю.

  За окном стемнело, зажглись уличные фонари. Таня, не двигаясь, смотрела в окно.

  - Ну, не знаю, - после некоторых раздумий сказал Серёжа. – Волосы после тебя везде.

  - После тебя – тоже, - не отрываясь от окна, сказала Таня.

  - Правильно! Грязь и мусор после стрижки!

  - Чего боялись?

  - А, да. О! Лысыми стать!

  - Точно! – рассмеялась Таня. – Лысые! Ура! Лысые!

…И когда через некоторое время появились родители, дети наперебой закричали:

  - Смерть! Лысые!

  - Вы что, с ума сошли, - удивилась мама.

  - Нет, за хлеб – смерть, а за волосы – лысина!

  - Успокойтесь! – сказал папа. – Я, кажется, начинаю понимать. Кто роняет или недоедает хлеб, того ждёт голод или смерть близких. Принимается. Молодцы! А кто не убирает волосы, тот, значит, облысеет?

  - Да! – в один голос ответили дети.

  - Интересная версия. Этого тоже можно бояться. Принимается.

  - Гадатели, заканчивайте! А то сейчас придут гости, а вы…

  - Сейчас, мать. А ответ: колдунов боялись. В те времена верили в колдунов. Верили, что они могут наслать на вас болезнь или порчу. А им для колдовства, кроме всего прочего, нужны были волосы чаруемого, заговариваемого. И если волосы валялись неубранными, то колдун всегда мог их найти и подобрать. Всё. Молодцы!

  И тут прозвенел звонок.

  - А вот и гости. Гостей нельзя встречать через порог, иначе поссоришься. Папа вышел в коридор, открыл дверь. Послышалось: «С новым годом! С новым годом!»

 

  Ребята! Пусть там идёт встреча Старого нового года, а вы попробуйте разгадать истинные воспитательные цели следующих примет:

1. Кто ест заплесневелый хлеб, тот будет хорошо плавать.

2. Кто ест подгорелый хлеб, тот будет здоровым.

3. Муха в щи залетела – на счастье. 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2040 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий