Исхожу из того, что я – единица. А не ноль. Как и другие вокруг меня люди. Всё начинается с ПРОСЬБЫ. «Позвольте…» и так далее. Это и советы, и предложения, и возражения, и т. д. Не думайте за меня, не решайте за меня, не делайте за меня. За всем этим – уважение к личности. Прошу Вас: заходите, советуйте, предлагайте, возражайте – читайте.

Крестьянские дети: День одиннадцатый

21 августа 2014 - Мишутин А.А.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» - Ступай себе мимо! –

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» - Из лесу, вестимо!

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?»

- Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой, да я… -

«Так вон оно что! А как звать тебя?» - «Власом. –

«А кой тебе годик?» - Шестой миновал…

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

 

                                                         Н. А. Некрасов

 

  Ах, как быстро проходят каникулы! Как недолги праздники! Вот и Новый год прошёл с ёлкой и карнавалом возле неё, где Таня была «дворянкой», в пышном длинном розовом платье, в чепчике, в длинных перчатках (почти по локоть!) с веером в руке. «Это было здорово!» - говорил Серёжа, но сам «дворянином» не захотел быть.

  Прошло Рождество Христово. Рождество Таня и Серёжа встречали на селе, у бабушки, к которой поехали сразу после Нового года, на все каникулы. Как было интересно в деревне! Дети другими глазами смотрели на сельскую жизнь. Таня всё допытывалась у бабушки: «Где здесь усадьба помещика? А кто сейчас барин?» Бабушка отвечала, как могла: показывала коттедж бывшего директора совхоза и говорила: «Да вот они, все здесь». Серёжа разъяснял Тане её наивные вопросы и незло смеялся над нею.

  В канун Рождества, в сочельник, бабушка сказала, что раньше в этот день до появления вечерней звезды не ели. И Таня решила, что она тоже не будет есть до вечерней звезды; и сначала весело, а потом уже и с грустью ждала вечера: когда же появится эта звезда? И откуда? Наверное, оттуда, откуда появляется солнце? Бабушка пожалела Таню и накормила её до восхода звезды. А Серёжа выдержал, и ел вместе со всеми кутьЮ: сладкую рисовую кашу с изюмом.

   А вечером на селе начались колЯдки: по селу ходили рЯженые, одетые в вывернутые наизнанку шубы парни и девчата с разрисованными лицами; они гремели сковородами и пустыми кастрюлями, пели и плясали и говорили стихами. А потом требовали «пирожок или каши горшок». Дедушка налил парням по рюмке вина, а бабушка угостила всех шанежками. Было очень интересно! Как в Новый год.

  Бабушка рассказывала внукам о колЯдках, об обычаях  деревенских жителей, и Тане с Серёжей было интересно слушать об этом.

  Днём ребята катались на санках с горок или устраивали гонки по льду замёрзшей реки.

  Но всему приходит конец: кончились и каникулы. Папа вёз ребят домой и они наперебой делились своими впечатлениями. Дома Таня и Серёжа обнялись и расцеловались с мамой, а Сява поприветствовал ребят в своём новом звании: «Сява – двор-рянин! Сява – хор-роший!» Нескромно, конечно с его стороны, но что взять с попугая: попугай, он и есть попугай, даже если волнистый и зелёный.

  …После праздничного ужина («В честь приезда детей», - объяснила мама), во время которого ни Серёжа, ни Таня  нисколько не соблюдали правил «юности честного зерцала», (взахлёб, наперебой, с полными ртами делились своими впечатлениями); после того, как умиротворённо и уютно все расположились в комнате, Таня, зевнув, сказала отцу:

  - Расскажи о крестьянах.

  - Ты засыпАешь уже, - улыбнулся папа.

  - Нет, я буду слушать.

  - А я пойду погуляю, - решил Серёжа.

  - Посиди дома, успеешь встретиться с друзьями: завтра ещё день, - разгадала его замысел мама.

  - Ну, мам!

  - Мы сколько вас не видели? Соскучились. С нами поговорите. Я вам ванну приготовлю, - уговаривала мама. – Шампунь купила, который глаза не ест…

  - Папа рассказывай, - закончила спор Таня. – Я уже спать не хочу. – И добавила: - В ванную я пойду первая.

  - Ну, и иди! – буркнул Серёжа, поднялся и ушёл в детскую.

  Мама – за ним.

  - Обиделся, - сказал папа. – Ты уж ему уступи, Тань, а?

  - Ладно, ладно, - быстро согласилась Таня. – Ну, пап! Бояре – друзья князя, дворяне – слуги царя. Это понятно.

  - Минуточку, красавица! – возразил папа. - Бояре - не всегда друзья князя, они и врагами были не однажды.

  - Ладно, ладно, - опять быстро согласилась Таня. – Рабочие – потому что работают, крестьяне потому что… почему? Потому, что крестятся? Крестик носят? Почему? У бабушки есть крестик, - выпалила Таня .

  Папа улыбнулся.

  - Ох, Танечка! Ну, ладно, слушай.

  И в это время в дверях появился Серёжа. Он хитро улыбался и держал руки за спиной.

  - В какой руке? – спросил он.

  Таня быстро сообразила, что в руках у Серёжи что-то.

  - В этой, в правой, - решила Таня и показала на левую руку Серёжи.

  Серёжа поднял обе руки вверх: в каждой было по шариковой ручке.

  - Дай! – потребовала Таня.

  Серёжа отдал ей одну ручку.

  - И твою, - потребовала Таня.

  Серёжа отдал вторую ручку. Таня сравнила.

  - Так они – одинаковые, - разочарованно сказала она.

  - Конечно, - сказал Серёжа.

  - А зачем разыгрывал?

  - Чтоб интересней было.

  Таня сползла с дивана, подошла к дверям и крикнула в пространство коридора:

  - Спасибо!

  Она вернулась на диван, взглянула на ручку, зажала её в кулаке и прислонилась к отцу.

  - Кто такие крестьяне? У бабушки крестик – беленький. Маленький такой.

  Серёжа тоже уселся на диван и щёлкнул кнопкой авторучки.

  - Когда-то, давным-давно, наши предки славяне жили по берегам рек. Рядом были леса, луга и большие безлесые пространства земли – степи. Славяне охотились на зверей, ловили рыбу, занимались скотоводством и  выращивали зерно. Зерно называли жИтом. Правда, похоже на слово «жизнь»? Жизнь – жИто.

  Папа посмотрел на ребят.

  - Жизнь, жИто, - повторила Таня. – Да.

  - ЖИто и было главным продовольствием славян. Излишки жИта продавали или обменивали на другие товары.

  - Зерно мелют в муку и делают хлеб, - сказал Серёжа.

  - Совершенно верно. Булочки на деревьях не растут, - улыбнулся папа.

  - Жито – это хлеб, - продолжил свою мудрую мысль Серёжа, - а хлеб – это жизнь.

  - Ма – ла – дец! – искренне восхитился папа.

  Серёжа покраснел. Он всегда краснел, когда его хвалили.

  - Так и бабушка говорила, - зачем-то оправдывался он.

  - Когда крошки сметала со стола, - вспомнила Таня.

  - В ладошку, - добавил Серёжа.

  - Молодцы, - ещё раз сказал папа. – Даже сейчас, по-моему, на колядках говорят: «Дай, бог, жИто, пшеницу и всякую пашницу!».

  - А что такое пашнИца?

  - Всё, что вырастает на пашне. Поэтому земледельца называли ещё и пАхарем, человеком, который пАшет.

  - Земледелец, пахарь, крестьянин, - мудрость Серёжина не иссякала.

  - Но почему – «крестьянин»? – не унималась Таня.

  - На фрацузском языке слово «крестьянин» произносится как «пейзАн». А вид местности, часть природы, которую человек охватывает взглядом, произносится по-французски как «пейзаж». Знакомое слово?

  Дети кивнули головами.

  - И слово «пейзан» с французского можно переводить, как «человек природы». И у славян земледелец – тоже человек природы. Но называется «крестьянином».

  - Но почему?! – не унималась Таня.

  - Я точно не знаю, Танечка. По всей вероятности земледельцев так стали называть после крещения их. Когда они приняли христианскую веру. Веру в Христа, в Иисуса Христа. При принятии христианства людей крестят. Они проходят через обряд крещения и получают крестик.

  - Что, и бабушка тоже прошла через…через…

  - Прошла, прошла, - рассмеялся папа. – Бабушка у нас крещёная.

  - Христос, крещение, крестьянин, - продолжал мудрствовать Серёжа.

  Папа и Таня внимательно посмотрели на Серёжу. Серёжа смутился и щёлкнул кнопкой авторучки:

  - Что?

  - Ну, Серёжа! Ну, молодец! Как точно мыслить стал после каникул. Отдохнул, значит. А что касается крестьян, то так они стали называться на Руси с четырнадцатого века. А крещение Русь приняла аж в 980 году. Вот так. Итак, кто же такой крестьянин? Напрягись, Серёжа!

  - Земледелец, который живёт в деревне, - очень просто ответил Серёжа.

  - Ванна готова, - появилась мама. – Кто первый?

  - Серёжа, - сказала Таня.

  - Таня, - сказал Серёжа.

  - Иди, Татьяна. Серёжа сегодня просто на высоте, - сказал папа и взъерошил сыну волосы.

…После ванны Таня, розовенькая, с мокрыми волосами, в махровой простыне, появилась в детской на руках мамы.. Мама уложила Таню в кровать, высушила ей феном волосы и красавица потребовала к себе папу.

  - Я не буду сегодня укладывать куклу, - сказала она, - я сама укуклилась. Папа расскажи ещё что-нибудь, а я усну.

  - О крестьянах?

  - О крестьянах.

  - Во времена давние, прошлые  не было на земле человека важнее крестьянина-земледельца. Он выращивал хлеб для всех: для царя, для бояр, для дворян, для чиновников и купцов – для всех; он и налоги платил за всех. Налоги назывались – пОдати. Ни бояре, ни дворяне, ни чиновники со священниками пОдатей не платили. Только крестьяне пополняли государеву казну. Крестьяне-мужики и на войне были главными солдатами. Вот и получается, что крестьянин был самым важным человеком в государстве. Он  кормил и защищал всех остальных. А крестьянина не было бы без земли. Она, земля, всех кормила и поила. Потому и называл крестьянин землю – матушкой: мать-земля. От неё, от земли кормилась вся живность у него во дворе: лошади, коровы, птица всякая. И сам он, выращивая хлеб и овощи, кормился от земли.

  Папа посмотрел на Таню.

  - Дальше, - сказала Таня, - не открывая глаз.

  - Сейчас, - сказал папа, вышел из комнаты и тот час же вернулся с книгой в руках. – Алексей Васильевич Кольцов, поэт, который может быть, лучше других русских поэтов понимал красоту земледельческого труда. Я прочту  стихи, которые называются «Песня пахаря». Это вместо колыбельной тебе.

Ну! Тащися, сивка,

Пашней десятинной,

Выбелим железо

О сырую землю.

 

Красавица зорька

В небе разгорелась,

Из большого леса

Солнышко выходит.

 

Весело на пашне.

Ну, тащися, сивка!

Я сам-друг с тобою,

Слуга и хозяин.

 

Весело я лажу

Борону и сОху,

Телегу готовлю,

Зёрна насыпаю.

 

Весело гляжу я

На гумно и скирды,

Молочу и вею…

Ну! Тащися, сивка!

 

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зёрнышку готовим

Колыбель святую.

 

Его вспОит, вскОрмит

Мать-земля сырая,

Выйдет в поле травка –

Ну! Тащися, сивка!

 

Выйдет в поле травка –

Вырастет и колос,

Станет петь, рядиться

В золотые ткани.

 

Заблестит наш серп здесь,

Зазвенят здесь косы;

Сладок будет отдых

На снопах тяжёлых!

 

Ну! Тащися, сивка!

Накормлю досыта,

Напою водою,

Водой ключевою.

 

С тихою молитвой

Я вспашу, посею.

Уроди мне, боже,

Хлеб – моё богатство!

 

 

  Ребята!

  Вот и закончились зимние каникулы у Тани с Серёжей. Первый вечер после каникул они провели с родителями: делились впечатлениями. У них появился интерес к крестьянам.

  Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Где провели вы зимние каникулы? Что делали? Чем занимались?

2. Был ли кто из вас за городом? Видели ли вы зимний лес? Что вам нравится

     в природе зимой?

3. Кто такие крестьяне? Где живут? Чем занимаются?

4. Есть ли у вас родственники в деревне?

5. Расскажите, чем они занимаются? Какие животные есть у них в

     хозяйстве. 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2073 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий